БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ВеркорОпределение "Веркор" в Большой Советской ЭнциклопедииВеркор (Vercors; псевдоним, настоящее имя и фамилия Жан Брюллер; Bruller) (р. 26.2.1902, Париж), французский писатель и художник. Сын издателя. Инженер по образованию. В 1935 создал рисунки на злобу дня в еженедельнике Народного фронта «Вандреди» («Vendredi»); предчувствовал угрозу новой войны (альбом эстампов «Ободряющие лики войны», 1936), но активно ей противодействовать ему мешали пацифистские иллюзии и скептицизм в истолковании истории и смысла человеческого бытия (цикл эстампов «Пляска живых», 1932—1938). 2-я мировая война и капитуляция Франции в 1940 сокрушили его метафизическую отрешённость. Вместе с П. де Лескюром основал в Париже подпольное «Полночное издательство», в котором под именем «Веркор» (название лесистого предгорья Альп) опубликовал повесть «Молчание моря» (написана 1941, издана 1942, русский перевод 1959) — литературный манифест духовно непокорённой Франции, а также антифашистская повесть «Шествие со звездой» (1943). Веркор — мастер трагедийного рассказа («Типография "Верден"», 1947; «Глаза и свет», 1948), остроумный, но подчас уязвимый моралист («Более или менее человек», 1950), очеркист («Странствия француза в Китае», 1956). Столкновение научных, социальных и моральных оценок (роман «Люди или животные?», 1952, русский перевод 1957), обыденные или исключительные, на грани аномалии, характеры (цикл повестей «На этом берегу», т. 1—3, 1958—1960), фантастическое предположение (роман «Сильва», 1961) — всё это у Веркор подчинено цели побудить читателя размышлять: жить «в стороне» от социальных битв или «в схватке» (роман «Гнев», 1956), по совести или в безумстве обладания и потребления (сатирический роман «Квота, или Сторонники изобилия», совместно с Коронелем, 1966, русский перевод 1970). Порой проблема смысла человеческого существования обретает абстрактное или натуралистическое воплощение у Веркор, особенно в кризисные годы его общественно-политической активности (книга эссе «П. П. К.», 1957). В периоды духовного подъёма его ирония и сатира разят индивидуализм, агрессивное невежество, расистское изуверство, вырождение буржуазных идеалов. Героическому Движению Сопротивления посвящена книга воспоминаний «Битва молчания» (1967). Соч.: La puissance du jour. P., 1951; Les pas dans le sable, P., 1954; Zoo, ou l"assassin philanthrope, [P., 1964]: Le radeau de la Méduse, P., 1969.
Лит.: Евнина Е. М., Современный французский роман. 1940—1960, М., 1962; Сухомлин Веркор, Метод репродукции Веркора, «Творчество», 1957, № 3; Cornu М., Vercors: Le radeau de la Méduse, «La pensée», 1969, aout, № 146; Konstantinović R. D., Vercors écrivain et dessinateur, P., 1969.
Статья про "Веркор" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 314 раз |
TOP 20
|
|||||||