Возвышенное

Определение "Возвышенное" в Большой Советской Энциклопедии

Возвышенное, эстетическая категория, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.



Понятие о Возвышенное возникло на закате античности. Возвышенное характеризовало особый стиль ораторской речи (трактат Псевдо-Лонгина «О высоком», 1 в. н. э., рус. пер., 1826). Это значение термина сохранилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о «высоком» и «низком» стилях литературы (Н. Буало, Ш. Ватте и др.). Как самостоятельное эстетическое понятие Возвышенное было впервые разработано в трактате Э. Бёрка  «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757). Бёрк связывает Возвышенное с присущим человеку чувством самосохранения и видит источник Возвышенное во всём том, что «... так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т. е. всё, что так или иначе ужасно...» (цитата по книге: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103).


И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) дал систематический анализ противоположности между прекрасным и Возвышенное (см. Соч., т. 5, М., 1966, с. 249—88). Если прекрасное характеризуется определённой формой, ограничением, то сущность Возвышенное заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет его как физическое существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нём идеи разума, сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравственный характера Возвышенное, связи его с идеей свободы Кант ставит Возвышенное выше прекрасного. И. Ф. Шиллер, развивая эти идеи Канта («О возвышенном», 1792), говорит уже о Возвышенное не только в природе, но и в истории. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и Возвышенное, вводя объединяющее их понятие идеально прекрасного.



В последующем развитии немецкой эстетики центр тяжести в понимании Возвышенное был перенесён с восприятия его на соотношение между идеей и формой, выражаемым и выражением. Ж. П. Рихтер определял Возвышенное как бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету («Vorschule der Ästhetik», Hamb., 1804). Ф. Возвышенное Шеллинг — как воплощение бесконечного в конечном. Возвышенное для К. Зольгера есть идея, которая не выявилась полностью и только ещё «должна раскрыться» (см. «Vorlesungen über Aesthetik», Lpz., 1829, S. 242—43), для Гегеля — несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.


Марксистская эстетика не противопоставляет Возвышенное прекрасному и рассматривает Возвышенное в тесной связи с героизмом, с пафосом борьбы и творческой деятельности масс. Возвышенное неотделимо от идеи величия и достоинства человека, и в этом ему родственно трагическое, которое представляет собой своеобразную форму возвышенно-патетического.


 Лит.: Чернышевский Н. Г., Возвышенное и комическое, в кн.: Избр. философские сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252—299; Борев Ю. Б., Категории эстетики, М., 1959, гл. 2; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1, Л., 1963, с. 69—88; Seidl A., Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Hipple W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eightteenth century British aesthetic theory, Carbondale (Ill.), 1957; Monk S. H., The sublime..., [2 ed.], Ann Arbor, 1960.
  Возвышенное Возвышенное Зубов.




"БСЭ" >> "В" >> "ВО" >> "ВОЗ"

Статья про "Возвышенное" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 704 раз
Кетчуп из бананов
Куриный суп

TOP 20