![]() |
![]() |
![]() |
|||||||
БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Генерал-басОпределение "Генерал-бас" в Большой Советской ЭнциклопедииГенерал-бас (нем. Generalbab, итал. basso generale), цифрованный бас, непрерывный бас (итал. basso continue), упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, обозначающих созвучия в верхних голосах, а также сам басовый голос с цифрами, применяющийся при этом способе записи гармоний. Генерал-бас-б. возник в Италии в конце 16 в. в практике органного и клавесинного аккомпанемента. При аккомпанементе по Генерал-бас-б. на органе или клавесине допускалось разное изложение на основе данной гармонии. Зарождение Генерал-бас-б. связано с бурным ростом гомофонии в европейской музыке. В начале 17 в. практика Генерал-бас-б. быстро распространилась в европейской странах. Все органисты и капельмейстеры были обязаны уметь играть по Генерал-бас-б. Время распространения Генерал-бас-б. (примерно 1600—1750) часто называют "эпохой Генерал-бас-б. ". Образцы Генерал-бас-б. — у К. Монтеверди, А. Корелли, А. Скарлатти, И. С. Баха, Генерал-бас Ф. Генделя, Дж. Перголези и др. К середине 18 в., когда развитие музыкального искусства привело к отказу от приблизительности аккомпанемента и роль исполнительской импровизации была сведена к минимуму, Генерал-бас-б. вышел из употребления. Однако он долго удерживался в педагогической практике как дисциплина, прививающая навыки исполнения старинной музыки. Название Генерал-бас-б. носили и старые учения о построении и соединении аккордов (см. Гармония).
Лит.: Кольбе О., Краткое руководство к изучению генерал-баса, пер. с нем., Варшава, 1864; Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историческая хрестоматия, перераб. изд., т. 1—2, М., 1933—36; Arnold F., The art of accompaniment from a through-bass as practised in the 17—18 centuries, v. 1—2, N. Y., 1965.
Статья про "Генерал-бас" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 664 раз |
TOP 20
|
|||||||