Грунт (в живописи)

Определение "Грунт (в живописи)" в Большой Советской Энциклопедии

Грунт в живописи, промежуточный слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с целью обеспечить её прочную связь с красочным слоем, а также создать для живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую, зернистую и др.). Главным компонентом Грунт (в живописи) является порошкообразное вещество (мел, гипс, известь, свинцовые или цинковые белила), связанное клеем, растительными маслами или масляными эмульсиями.



Грунт (в живописи) подразделяются: в зависимости от основного компонента — на меловые, гипсовые, известковые и т. п.; в зависимости от связующего — на клеевые, масляные и эмульсионные. В монументальной живописи с древности используются глиняные, гипсовые и известковые грунты (однослойные и многослойные), а с 19 в. — и цементные; в древней и средневековой станковой живописи и миниатюре — меловые и гипсовые грунты на животных клеях. С появлением масляной живописи (15 в.) наряду с клеевыми начинают применяться эмульсионные и масляные грунты (однослойные и многослойные). Грунт (в живописи) в русской средневековой стенописи, в иконописи, а также в расписной или золочёной резьбе по дереву называется левкасом.


  Грунт (в живописи) в графике — кислотоупорный слой, наносимый при выполнении некоторых видов гравюры (например, офорта, акватинты) на металлическую гравировальную доску с целью предохранить при травлении отдельные её участки от воздействия кислоты.


Лит.: Тютюнник В. В., Грунтованный холст для масляной живописи, М., 1949; Киплик Д. И., Техника живописи, 6 изд., М. — Л., 1950; Сланский Б., Техника живописи. Живописные материалы, [пер. с чеш.], М., 1962.
  В. В. Филатов, А. С. Зайцев.



"БСЭ" >> "Г" >> "ГР" >> "ГРУ" >> "ГРУН"

Статья про "Грунт (в живописи)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 517 раз
Коптим скумбрию в коробке
Ананасы на гриле

TOP 20