Комедия дель арте

Определение "Комедия дель арте" в Большой Советской Энциклопедии


Актёры комедии дель арте
Комедия дель арте (commedia dell"arte), комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами Комедия дель арте были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в середине 16 в., Комедия дель арте унаследовала реалистические традиции народного фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической «учёной комедии» («комедия эрудита»). Буффонно яркие представления Комедия дель арте, разыгрываемые на народных диалектах, насыщенные площадными мелодиями и песнями, ловкими лацци (трюками), дерзкими плебейскими насмешками, приобретали сатирическую направленность. Душой спектакля были «слуги» — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, разбитная, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры Комедия дель арте были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор. Поэтическую сторону Комедия дель арте определяли идеализированные образы «влюблённых», выступавших без масок и говоривших на литературном итальянском языке. Актёры Комедия дель арте, виртуозно владевшие искусством коллективной импровизации, впервые в европейском театре выработали сценический ансамбль. Крупнейшими актёрами Комедия дель арте были А. Ганасса, братья Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андрсини (16 в.); Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли (17 в.); К. Бертинацци, Ч. Д"Арбес, А. Сакки (18 в.). С середины 17 в. начался упадок Комедия дель арте — под влиянием католической реакции в спектаклях притуплялась социальная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение. Комедия дель арте оказала воздействие на формирование национальной комедийной драматургии и сценического искусства в других европейских странах (театр «Комеди Итальени» в Париже). Особенно заметно влияние Комедия дель арте на творчество Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци. Жизнерадостная стихия Комедия дель арте зазвучала в поставленном Е. Б. Вахтанговым спектакле «Принцесса Турандот». Отдельные черты поэтики Комедия дель арте восприняли современные прогрессивные драматурги и актёры Италии (в том числе Э. Де Филиппе).



Бьянколелли Д. в роли Арлекина
Лит.: Дживелегов А., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; Apollonio М., Storia della commedia dell"arte, Roma — Mil., 1930; Pandolfi V., Il teatro del Rinascimento e la commedia dell"arte, Roma, [1969].


Представление комедии дель арте
Пульчинелла и Панталоне

"БСЭ" >> "К" >> "КО" >> "КОМ" >> "КОМЕ"

Статья про "Комедия дель арте" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 745 раз
Бургер двойного помола
Сингапурский салат

TOP 20