Конёнков Сергей Тимофеевич

Определение "Конёнков Сергей Тимофеевич" в Большой Советской Энциклопедии


Конёнков С. Т.
Конёнков Сергей Тимофеевич [28.6(10.7).1874, деревня Караковичи, ныне Ельнинский район Смоленской области, - 9.10.1971, Москва], советский скульптор, действительный член ЛХ СССР (1954), народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964). Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина и в петербургской АХ (1899-1902; действительный член с 1916). Экспонент «Мира искусства» и член Союза русских художников. В ранний период в произведениях жанрово-повествовательного характера («Камнебоец», бронза, 1898, Третьяковская галерея) и нескольких более поздних работах, отмеченных поисками монументально-обобщающих образов («Самсон», гипс, 1902, не сохранился), К. стремился передать свои размышления о тяжёлой жизни родного народа и его порыве к борьбе за свободу. К. участвовал в революционных событиях 1905 в Москве, выполнил несколько обобщённо-символических по характеру портретов участников Революции 1905 («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», мрамор, 1906, Музей Революции СССР, Москва; «Атеист», песчаник, 1906, Мордовская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова, Саранск). С середины 1900-х гг. для творчества К. характерны преимущественно фольклорно-сказочные образы («Стрибог», 1910, Третьяковская галерея; «Еруслан Лазаревич», 1913, Серпуховской историко-художественный музей; оба- дерево), переработка мотивов русской народной деревянной скульптуры, тема классически совершенного, гармоничного человека, в значительной мере навеянная искусством античности и Возрождения, но тесно связанная с поисками национальных эстетических и этических идеалов («Нике», 1906, «Юная», 1916,- обе мрамор, Третьяковская галерея). В этот период К. создал ряд портретов, в том числе композиции, посвященные великим музыкантам прошлого («Бах», мрамор, 1910, собрание Н. Ф. Микули, Москва; «Паганини», несколько вариантов). В первые годы Советской власти К. участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды (мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов», цветной цемент, 1918, в открытии участвовал В. И. Ленин; группа «Степан Разин со своей ватагой», дерево, 1918-19; ныне обе в Русском музее, Ленинград). В 1924-45 жил в США; работал главным образом над портретами («А. М. Горький», бронза, 1928, Музей А. М. Горького, Москва; «И. П. Павлов», 1930, «Ф. М. Достоевский», 1933, - оба гипс, Русский музей). Во 2-й половине 40-60-х гг. К. выполнил большое число портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластических решений [«Ниночка», 1951, Русский музей; «Никос Белояннис», 1951, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; «М. П. Мусоргский», 1953, Горьковский художественный музей; автопортрет, 1954, Третьяковская галерея (Ленинская премия, 1957); все - мрамор], а также ряд станковых и монументальных композиций [«Освобожденный человек» («Самсон»), гипс, 1947, Русский музей; группы и рельефы Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953- 1954]. Государственная премия СССР (1951). Награжден 2 орденами Ленина и медалью.
Соч.: Слово к молодым, [М.], 1958.
Лит.: Каменский А., Коненков, [М., 1962]; Кравченко К., С. Т. Коненков, М., 1967.
  А. А. Каменский.




Конёнков С. Т. Автопортрет
Конёнков С. Т. «Иоган Себастьян Бах»
Конёнков С. Т. «Камнебоец»
Конёнков С. Т. «Кора»
Конёнков С. Т. «Крылатая»
Конёнков С. Т. «Нищая братия»
Конёнков С. Т. «Паганини»
Конёнков С. Т. «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»
Конёнков С. Т. «Стрибор»
Конёнков С. Т. «Ф. М. Достоевский»

"БСЭ" >> "К" >> "КО" >> "КОН" >> "КОНЁ"

Статья про "Конёнков Сергей Тимофеевич" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 432 раз
Коптим скумбрию в коробке
Кишки на гриле

TOP 20