БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Марийская Автономная Советская Социалистическая РеспубликаОпределение "Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии
Из полезных ископаемых промышленное значение имеют стекольные и силикатные пески, строительные камни, торф для топлива. Климат умеренно континентальный с умеренно холодной зимой и нежарким летом. Средняя температура января —13 °С, июля 19 °С. Осадков 450—500 мм в год. Вегетационный период около 170 дней.
Из животных представлены волк, бурый медведь, лисица, лось, рысь, зайцы беляк и русак, белка, бобр, ёж, крот; из птиц — боровая и водоплавающая птицы и др. Имеется Марийский заповедник.
А. В. Хлебников, Г. А. Архипов.
Промышленность. Валовая продукция всей промышленности в 1972 выросла по сравнению с 1940 в 27 раз. В республике действует свыше 170 промышленных предприятий. Данные о производстве отдельных видов промышленной продукции приведены в таблице 1.
Лесная промышленность базируется на лесах республики и сплавляемой по волжским притокам древесине. В связи с уменьшением лесных ресурсов объём вывозки древесины с 1950 сократился более чем на 1/2. Лесозаготовки распространены в западных районах, а переработка древесины — по берегам Волги и вдоль железной дороги. У Козьмодемьянска, близ устья Ветлуги, крупнейший на Волге рейд по формированию плотов. Одной из основных отраслей промышленности республики стала переработка древесины в Волжске (целлюлозно-бумажный и деревообрабатывающие комбинаты) и близ него. Производятся мебель, древесная мука, технологическая щепа для древесно-волокнистых плит, детали домов, холодильные камеры, арболитовые панели, паркет и др. В 1972 в республике произведено мебели на 12 млн. рублей (в 1960 на 3 млн. рублей). В Волжске строится (1973) гидролизно-дрожжевой завод (для использования отходов деревообработки).
Марийская АССР — крупнейший производитель искусственной кожи (завод в Йошкар-Оле), применяемой в кожгалантерейной, обувной промышленности и машиностроении. В поселке Юрино — валяльное и кожгалантерейное производство. Созданы трикотажная и швейные фабрики. На фабрике «Труженица» имеется цех художественной вышивки по мотивам народного искусства. На местных кварцевых песках в посёлках Красный Стекловар, Мариец и Ленинский работают стеклозаводы. Заводы стеновых материалов, крупнопанельного домостроения, железобетонных изделий, асфальтобетонные и другие.
Сельское хозяйство. Около 34 % территории Марийской АССР используется под сельскохозяйственные угодья, из которых свыше 4/5 (645 тысяч га) занято пашней и менее 1/5 (136 тысяч га) сенокосами и пастбищами. Свыше 5 тысяч га продуктивных сенокосов и пастбищ размещено на осушенных землях. К началу 1973 было 132 колхоза и 39 совхозов. Число тракторов (в физических единицах) в сельском хозяйстве выросло с 1,4 тысячи в 1940 до 6,4 тысячи в 1972, зерноуборочных комбайнов соответственно с 0,3 тысячи до 2 тысяч. Все колхозы и совхозы электрифицированы.
Таблица 2. — Структура посевных площадей, тысяч га
Таблица 3. — Поголовье скота, тысяч (на начало года)
Развивается птицеводство (2,4 млн. голов на начало 1973). Производство животноводческой продукции в 1972: мяса (в убойном весе) 49 тысяч т (9 тысяч т в 1940), молока 300 тысяч т (82 тысячи т в 1940), шерсти 645 т (367 т в 1940), яиц 202 млн. штук (37 млн. штук в 1940). Государственные закупки зерновых культур в 1971 составили 76,6 тысячи т, картофеля 73,6 тысячи т (21,2 тысячи т в 1940), овощей 8,3 тысячи т (1,7 тысячи т в 1940). В 1972 закупки скота и птицы (в живом весе) составили 52 тысячи т (3,6 тысячи т в 1940), молока 128,4 тысячи т (10 тысяч т в 1940), яиц 118,6 млн. штук (9,4 млн. штук в 1940). В сельском хозяйстве внедряются высокотоварные животноводческие комплексы и птицефабрики, позволяющие переводить животноводство на промышленную основу. В 1972 уже действовало 57 животноводческих комплексов. Транспорт. Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования 148 км (1972). Железнодорожная линия Зелёный Дол — Табашино пересекает с юга на север центральную часть республики. Кроме того, имеется 540,5 км железнодорожных подъездных путей промышленных предприятий. По рекам Волга и Ветлуга судоходство. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием 1081 км. Главный узел автомобильных дорог — Йошкар-Ола. Через Йошкар-Олу проходят авиалинии союзного значения.
Марийская АССР в другие районы СССР поставляет техническую бумагу, полупроводниковые приборы, торговое холодильное оборудование, витамины, металлорежущий инструмент, искусств, кожу и др.; получает топливо и промышленное сырьё, изделия лёгкой промышленности и др. Внутренние различия. Центральный промышленный район с интенсивным пригородным сельским хозяйством; главный промышленный центр — Йошкар-Ола. Волжско-Илетский промышленный район с лесопереработкой (Волжск и его окружение) и судоремонтом (Звенигово); сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве и картофелеводстве. Северо-восточный сельскохозяйственный район; создаются аграрно-промышленные комплексы по переработке сельскохозяйственного сырья; промышленность стройматериалов. Западный лесной район с лесозаготовками, добычей торфа, с текстильной, кожевенно-обувной и валяльной промышленностью, молочным животноводством. Горномарийский район (по правобережью Волги) с аграрно-промышленным профилем, лесным рейдом и главной пристанью Марийской АССР — Козьмодемьянском.
Благосостояние народа на основе роста национального дохода республики неуклонно повышается. Объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, в 1972 составил 396,9 млн. рублей и увеличился по сравнению с 1970 (в сопоставимых ценах) на 16,9 %. В 1972 за счёт государственных средств, средств жилищно-строительных кооперативов, колхозов построены жилые дома общей площадью 172,3 тысячи м2 (на 14 % больше, чем в 1970). Кроме того, построено колхозами и населением за свой счёт и с помощью государственного кредита 66,1 тысячи м2 общей площади жилья. Возрастают фонды социального страхования и пенсионного обеспечения.
Здравоохранение. В 1913 на территории современной Марийской АССР было 13 больничных учреждений всего на 160 коек, 17 фельдшерско-акушерских пунктов; работал 21 врач. За годы социалистического строительства полностью ликвидирована трахома, резко снижена инфекционная заболеваемость. К 1 января 1973 в республике было 90 больничных учреждений на 8,2 тысячи коек (11,9 койки на 1 тысячу жителей), внебольничную помощь оказывали 101 врачебное амбулаторно-поликлиническое учреждение и 387 сельских фельдшерско-акушерских пунктов. Функционировали 51 женская консультация и 50 детских поликлиник. Работали 1,5 тысячи врачей (1 врач на 449 жителей) и более 6 тысяч лиц среднего медицинского персонала. Имеется медицинское училище. На территории республики находятся Кленовогорские минеральные источники, а также источники в поселке Красногорском, вода которых используется для лечения. Санатории, дома отдыха. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. В 1914/15 учебном году на территории, занимаемой ныне Марийской АССР, имелось 507 общеобразовательных школ (в том числе 502 начальных), в которых обучалось 26 тысяч учащихся. Высших и средних специальных учебных заведений не было. В 1972 в 213 детских садах воспитывалось 20,7 тысячи детей. В 1972/73 учебном году в 659 общеобразовательных школах всех видов обучалось 159 тысяч учащихся, в 23 профессионально-технических училищах 8,6 тысячи учащихся, в 13 средних специальных учебных заведениях 11,3 тысячи учащихся, в 3 вузах — Марийском университете, Марийском политехническом институте имени А. М. Горького и Марийском педагогическом институте имени Н. К. Крупской в Йошкар-Оле — 12,4 тысячи студентов. На 1 января 1973 в республике работали 362 массовые библиотеки (4,5 млн. экземпляров книг и журналов): 2 музея — Марийский республиканский краеведческий в Йошкар-Оле и Горномарийский районный краеведческий музей в городе Козьмодемьянске; 623 клубных учреждения, 656 киноустановок; 14 дворцов и домов пионеров, 4 станции юных техников и юннатов, 5 детских спортшкол, детская экскурсионно-туристическая станция. См. также разделы Музыка и Драматический театр. Научные учреждения. В Марийской АССР на конец 1972 имелось свыше 10 научных учреждений, включая вузы, в том числе Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Марийской АССР (Йошкар-Ола), Марийский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (Волжск), Марийская государственная сельскохозяйственная опытная станция, Марийский политехнический институт имени А. М. Горького. В 1972 насчитывалось более 1000 научных работников, в том числе свыше 250 докторов и кандидатов наук. Печать, радиовещание, телевидение. В 1971 были изданы 110 книг и брошюр общим тиражом 905 тысяч экземпляров; выходило 9 журнальных изданий (разовым тиражом 191 тысяча экземпляров), 29 изданий газет (без низовых и колхозных) на марийском луговом (лугово-восточном), марийском горном (горномарийском), русском, татарском языках разовым тиражом 215 тысяч экземпляров (годовой тираж 42 474 тысячи экземпляров). Республиканские газеты: «Марий коммуна» («Марийская коммуна», с 1 октября 1918, на марийском луговом языке), «Марийская правда» (с 1921), «Молодой коммунист» (с 1934), «Ямде лий» («Будь готов», с 1933, на марийском луговом языке). Журналы: «Ончыко» («Вперёд», с 1954, на марийском луговом языке) — литературно художественный и общественно-политический журнал, сатирический журнал «Пачемыш» («Оса», на марийском языке с 1957, на русском языке с 1958), «Политическая информация» (на марийском и русском языках) и другие. Республиканское радиовещание ведётся на марийском и русском языках 2 часа 30 минут в сутки; Республиканское телевидение ежедневно ведёт 3-часовые передачи, транслируются программы Центрального телевидения и Всесоюзного радио из Москвы. Телецентр — в Йошкар-Оле. Литература. Художественная литература народа мари возникла в период подъёма национально-освободительного движения во время Революции 1905—07. В эти годы появляются произведения основоположников национальной литературы С. Г. Чавайна (1888—1942), М. С. Герасимова-Микая (1885—1944), Н. С. Мухина (1890— 1943) и другие. С момента возникновения марийскую литературу питают два источника: устное творчество народа и прогрессивные традиции русской литературы. В 1907—13 в Казани издавался ежегодник «Марийский календарь», в котором печатались произведения марийских литераторов на родном языке и в переводах на русском языке. Развитие марийской литературы началось после Великой Октябрьской социалистической революции. В первые годы преобладает поэзия, проникнутая пафосом борьбы против угнетателей, интервенции и контрреволюции, призывами к свободной жизни. Зарождается и национальная драматургия, представленная пьесами А. Ф. Конакова (1887—1922), М. Шкетана (Я. П. Майоров, 1898—1937), В. Сави (В. А. Мухин, 1888—1938), Н. С. Мухина, Тыныша Осыпа (И. А. Борисов, 1893 — 1971) и других. В 20-х годах в рассказах Шкетана изображаются борьба нового со старым, победа прогрессивных сил в марийской деревне (рассказ «Грехи бога», 1923). В журналах («У илыш» — «Новая жизнь», выходил в Москве в 1922—27, и «У вий» — «Новая сила», выходил в Йошкар-Оле в 1926—36), на страницах газет печатаются рассказы Я. Элексейна (Я. А. Алексеев, 1893—1965), И. Ломберского (1896—1956), Д. Орая (Д. Ф. Богословский, 1901—50) и др. К концу 20-х годов в марийской литературе появляются и первые повести: «Дезертиры» (1929) Чавайна, посвященные Гражданской войне, и «Крушение мира» (1928) Шабдара Осыпа (И. А. Шабдаров, 1898—1943). Марийская поэзия становится более зрелой и художественно убедительной (сборник стихов Шабдара «Звуки гуслей», 1929). Зримые черты новой жизни входят в творчество молодых поэтов М. М. Иванова (родился 1905), Я. Ялкайна (Я. Я. Ялкаев, 1906—43) и других. В драме Чавайна «Пасека» (1928), положившей начало национальной драматургии, использованы элементы народно-музыкального хореографического творчества. 30-е годы ознаменованы появлением произведений крупного жанра — повестей и романов. Социалистическое преобразование деревни показано в романе Шкетана «Эренгер» (1933). В романе «Путь женщины» (1929—37) Шабдара изображается путь марийской женщины, становящейся в годы Советской власти сознательным строителем социалистического общества. Повести и романы Н. В. Игнатьева (1895— 1941), Ялкайна, Орая и других составляют летопись жизни и борьбы марийского народа за свою свободу и счастье. В романе «Элнет» (1936) Чавайн глубоко и правдиво раскрыл идейный рост марийской интеллигенции, смело шедшей по пути борьбы против царизма и национальной буржуазии. Историческая драма Чавайна «Акпатыр» (1935) посвящена участию марийского народа в Крестьянской войне 1773—75 под предводительством Емельяна Пугачева. Это произведение — вершина марийской драматургии 30-х годов. Лучшие свои драмы и комедии в это время создаёт Шкетан. В 1930 начинается деятельность С. Н. Николаева (родился в 1908). Его музыкальная комедия «Салика» (1938) на протяжении десятилетий пользуется неизменным успехом у марийского зрителя. В предвоенные годы марийская поэзия была представлена произведениями Миклая Казакова (Н. И. Казаков, родился 1918), И. Осмина (И. И. Осмин-Логинов, родился 1915), М. Майна (М. С. Степанов, родился в 1914), Н. Ильякова (1913—67), А. Бика (А. И. Бикмурзин, родился в 1915) и других. Пафос поэзии тех лет — в идеях советского патриотизма и дружбы народов. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 с особой силой зазвучала поэзия. С. А. Вишневский (родился в 1920) и Казаков создали стихи и поэмы, выражавшие чувство горячей любви к Родине и ненависть к врагу. Стихотворные очерки о ратных подвигах воинов Советской Армии создаёт поэт Майн; о тружениках полей в годы войны пишет в своих стихах и поэмах Осмин. В это время в марийскую поэзию приходят Г. Матюковский (Г. И. Матюков, родился в 1926) и А. Канюшков (родился в 1925). Ведущее место в прозе военных лет занимают очерки Н. Лекайна (Н. С. Еремеев, 1907—60), Ильякова, Орая и других, рассказы и повести К. К. Васина (родился в 1924), посвящены историко-революционным темам.
Послевоенная марийская проза обогатилась романами и повестями Лекайна «В огне великой войны» (1948) и «Земля предков» (книги 1—2, 1956—60); Орая «Немеркнущая звезда» (1950) и «Сквозь туманы» (1951); Ильякова «Люди и годы» (1957); Элексейна «Род Тоймаков» (1955); В. М. Иванова (1923—71) «Буря» (1965); Эрыкана «Чолпан Иван» (1966) и др. Современная марийская проза представлена рассказами и повестями А. Мичурина-Азмекея (А. С. Ятманов, родился в 1912), В. Н. Косоротова (родился в 1930); первые свои романы написали А. Асаев (А. А. Асылбаев, родился в 1912) и А. Юзыкайн (А. М. Михайлов, родился в 1929). С новыми произведениями выступали Вишневский, Матюковский, Бик, Канюшков и другие. В марийской поэзии популярны произведения М. И. Якимова (родился в 1929) и В. Х. Колумба (родился в 1935); в 1950 вышел известный сборник стихов Казакова «Поэзия — любимая подруга». В 1971 Николаев написал драму «Комиссары», идущую в театрах республики и за её пределами. Внимание зрителей привлекают драмы Н. М. Арбана (родился в 1912), А. А. Волкова (родился в 1923), К. М. Коршунова (родился в 1929), Н. Ф. Рыбакова (родился в 1932) и других. Плодотворно работают в республике русские писатели и поэты. А. С. Крупняков (родился в 1920) выступил с романами «Марш Акпарса» (1970) и «Лада» (1972).
Марийская литература, как и вся многонациональная литература Советского Союза, развивается как литература социалистического реализма. Произведения марийских писателей переведены на русский язык и языки народов СССР; они становятся известны и за рубежом. В республике широко осуществляются переводы произведений русских и русских советских писателей и писателей других советских республик. В 1934 было создано Марийское отделение СП СССР. Архитектура и изобразительное искусство. При археологических раскопках в Юринском районе найдены примитивные скульптурные изображения животных из глины и камня (середины 2-го тысячелетия до н. э.); начиная с бронзового века появляются металлические украшения. Для народного зодчества характерны срубная бревенчатая изба с П-образным в плане двором, летняя кухня («кудо»; сруб без окон с двускатной крышей) и кладовая (клеть, иногда двухэтажная, с галереей-балконом на 2-м этаже). Селения застраивались беспорядочно вплоть до 2-й половины 19 века, когда утвердилась уличная планировка. В народном искусстве марийцев издавна были распространены резьба по дереву (черпаки, ковши с ручками в виде коня, медведя, птицы), узорное ткачество, плетение из берёсты и тиснение на берёсте, позднее — металлические украшения, гнутая и плетёная мебель, трости с выжженным узором. В орнаменте геометрические фигуры нередко сочетаются с растительными и зооморфными мотивами. Особенно интересна старинная вышивка, в которой орнамент, обычно красного, богатого оттенками цвета, очерчивается по контуру чёрным или синим цветом. Старые традиции по-новому развиваются в работах Л. А. Орловой и других мастеров. В орнамент вводится иногда советская эмблематика. В советское время города застраиваются по генеральным планам, с 30-х годов возводятся монументальные каменные здания (административное здание, ныне университет, 1936, архитектор А. З. Гринберг; Марийский музыкально-драматический театр имени М. Шкетана, 1960, архитекторы П. А. Самсонов, М. Ф. Ни; здание обкома КПСС и республиканского Совета Министров, 1971, архитектор С. А. Клейменов; все — в Йошкар-Оле), строятся здания учебных заведений, гостиницы, спортивные сооружения, кинотеатры и дворцы культуры, жилые дома. В 1941 создано Марийское отделение Союза архитекторов СССР.
В середине 20-х годов русские художники В. К. Тимофеев и П. А. Радимов, марийцы А. В. Григорьев, К. Ф. Егоров и Е. Д. Атлашкина заложили основы профессионального изобразительного искусства. В Козмодемьянске были созданы Государственные свободные художественные мастерские (1920—23), в Йошкар-Оле — в 1926 филиал АХРР, в 1940 товарищество «Марий художник», в 1961 Марийское отделение Союза художников РСФСР (с 1968 — Союз художников Марийской АССР). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 художники выпускали плакаты, над тематическими картинами работали Б. И. Осинови И. М. Пландин. В послевоенный период И. И. Мамаев, А. С. Пушков, З. Ф. Лаврентьев, А. И. Бутов, С. Ф. Подмарёв и другие пишут картины на темы современности и истории марийского народа, Ю. С. Белков и А. П. Зарубин — портреты современников, П. Т. Горбунцов, Б. С. Пушков и Н. П. Карпов — пейзажи. Произведения станковой и монументальной скульптуры создают Ф. П. Шабердин, О. А. Дедов и В. М. Козьмин. В области книжной и станковой графики в различных техниках работают Л. Л. Аказеев, А. Г. Орлов, И. А. Михайлин и другие. Искусство театральной декорации представлено творчеством Ф. П. Шабердина и А. А. Бровцына, монументально-декоративное искусство — творчеством А. Ф. Новоселова и И. П. Мясникова. Музыка. До Великой Октябрьской революции музыкальная культура мари была представлена только народным песенным творчеством, в основном одноголосным, разнообразным по жанрам. В силу историко-географических условий народные песни делятся на 3 основные группы: горную, луговую и восточную. Как правило, песни основаны на пентатонике. Часто встречаются переменные метры, особенно в протяжных песнях. Для плясовых обычны чёткий ритм и постоянный размер. Наиболее характерна 2-частная куплетная форма песен, состоящая из 2 периодов. К народным музыкальным инструментам относятся: кусле (гусли), шувыр (волынка), тумыр (барабан), шиялтыш (свирель), пуч (различные виды берестяных и деревянных труб), ковыж (2-струнная скрипка), шушпык (свисток). Позднее появились З-струнная скрипка, 2-рядная гармоника. Исполняются на народных инструментах главным образом плясовые наигрыши. В 1908 А. К. Аптриевым составлен первый сборник марийских народных песен («Сборник черемисских песен»). Систематическое собирание музыкального фольклора начинается только после Октябрьской революции. Много марийских народных песен записали и опубликовали В. М. Васильев, И. С. Палантай, Я. А. Эшпай, А. И. Искандаров, К. А. Смирнов, Д. М. Кульшетов. Развитию профессиональной марийской музыкальной культуры способствовало создание в Йошкар-Оле техникума искусств (1931), Хоровой капеллы (1933), хора Радиокомитета (1944) и др. Основоположник марийской профессиональной музыки И. С. Палантай (Ключников) — автор многочисленных песен и хоров, а также обработок народных песен, организатор первого профессионального хора (впервые ввёл в марийскую музыку многоголосное хоровое пение). Большое внимание хоровому творчеству уделяют композиторы А. И. Искандаров и Н. А. Сидушкин. Первые марийские инструментальные произведения (сюиты для симфонического оркестра) написал композитор и музыковед Я. А. Эшпай (Ишпайкин), использовавший в своём творчестве фольклор народов Поволжья. Инструментальная музыка получила развитие в творчестве Л. Н. Сахарова, К. Р. Гейста. Первые крупные произведения для симфонического оркестра создал К. А. Смирнов (2 симфонии и др.). Большой вклад в развитие марийской музыки внёс композитор А. Я. Эшпай. В ряде его сочинений творчески претворён народный марийский мелос (симфонические танцы, концерты для фортепьяно с оркестром, 3-я симфония). Крупный представитель марийской музыки — А. Б. Луппов, автор произведений для симфонического оркестра, первого национального балета — «Лесная легенда» (1971). Первую национальную оперу написал Э. Н. Сапаев («Акпатыр», поставлена 1963). С конца 60-х годов активно работают композиторы И. Н. Молотов (опера «Элпет», 1970), В. П. Куприянов (сюита для симфонического оркестра, 1970), В. П. Данилов (концерт для скрипки с оркестром, 1971). Среди марийских исполнителей: дирижёры — заслуженный деятель искусств РСФСР А. И. Искандаров, Н. А. Сидушкин, Б. А. Резников, заслуженный деятель искусств Марийской АССР Л. Л. Тайгильдин, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный артист Якутской АССР Г. Ф. Таныгин; певцы — Л. К. Краснов, народная артистка Марийской АССР В. Е. Смирнова, заслуженная артистка Марийской АССР М. А. Мыльникова, Л. Ф. Ковалева, А. А. Венедиктов, В. А. Воронцов; инструменталисты — народный артист Марийской АССР П. С. Тойдемар, заслуженный деятель искусств Марийской АССР А. Р. Сидушкина; исполнительница национальных танцев заслуженная артистка РСФСР и народная артистка Марийской АССР Н. П. Дружинина.
В Марийской АССР работают (1973): Музыкально-драматический театр имени М. Шкетана (с 1968), Хоровое общество (1958), филармония (1939), Марийский ансамбль песни и танца (1939), сектор искусства Марийского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики (1930), Дом народного творчества (1946), Марийское отделение Союза композиторов РСФСР (1940); Музыкальное училище, 22 музыкальные школы.
Драматический театр. Возникновение и развитие национального театрального искусства тесно связаны с освоением богатств народного творчества, использованием реалистических традиций русского театра и драматургии. В дореволюционное время известен лишь один случай театрального представления на марийском языке (1910). После Великой Октябрьской социалистической революции большое развитие получила театральная самодеятельность, подготовившая почву для создания профессионального театра. В 1919 спектаклем «Из-за закона» Тыныша Осыпа открылся Передвижной театр народа мари (Йошкар-Ола). Важную роль в становлении профессионального реалистического театра сыграли постановки русской классики, пьес советских, в том числе марийских, драматургов С. Г. Чавайна, М. Шкетана. Большое значение имела деятельность марийской студии музыкально-драматического искусства (организована в 1927); спектакль студии «Пасека» Чавайна (1928), в котором были использованы традиции народного музыкального и хореографического творчества, заложил основы марийской музыкальной драмы и вошёл в репертуар созданного в 1929 Марийского государственного театра (в 1948 ему присвоено имя М. Шкетана). В 1930 коллектив театра участвовал во Всесоюзной олимпиаде национального искусства в Москве; общение с мастерами русского театра, с представителями других братских республик было плодотворным для деятелей марийского театра. Значительным явлением театральной культуры республики стал спектакль «Салика» С. Н. Николаева (1938). Наиболее примечательные работы периода Великой Отечественной войны 1941—45, первых послевоенных лет и начала 50-х годов: «Янлык Пасет» Н. М. Арбана (1944), «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1946), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1951), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1952). На сцене были возобновлены спектакли, ставившиеся в 30-е годы: «Марийская рота» (1951), «Акпатыр» и «Пасека» (оба в 1956), «Живая вода» (1968) С. Г. Чавайна, «Эх, родители...» М. Шкетана (1952, 1970) и другие. Впервые в марийском театре создан образ В. И. Ленина в спектакле «Семья» И. Ф. Попова (1962). В 60-х — начале 70-х годов наряду с русской и зарубежной классикой ставятся пьесы марийских драматургов — М. Шкетана, С. Г. Чавайна, С. Николаева, Н. Арбана, К. М. Коршунова, Н. Ф. Рыбакова, А. Волкова, Я. Йывана, П. Эсенея и других, а также произведения драматургии братских республик. Коллектив театра пополнялся выпускниками марийских студий Ленинградского театрального института (1954) и ГИТИСа (1965). В Йошкар-Оле имеются также Республиканский русский драматический театр (основан в 1936), Театр кукол (основан в 1943). Активное участие в деятельности марийского театра принимали режиссеры Н. И. Календер, Н. Д. Станиславский, Г. И. Иоселиани, А. Б. Велижев, Е. Г. Амантов, И. С. Бабенко, работали актёры — заслуженные артисты РСФСР и народные артисты Марийской АССР Т. Г. Григорьев, Г. М. Пушкин, А. Г. Страусова, А. Т. Тихонова, народный артист Марийской АССР И. И. Россыгин и другие. В театрах республики (1973): заслуженный деятель искусств РСФСР и Марийской АССР С. И. Иванов (главный режиссёр Музыкально-драматического театра) и Г. В. Константинов (главный режиссёр Республиканского русского театра), заслуженные артисты РСФСР и народные артисты Марийской АССР Н. Е. Попова, С. И. Кузьминых, В. Н. Привалихина, М. Т. Романова, И. Т. Якаев, народные артисты Марийской АССР В. Д. Бурлаков, И. С. Матвеев, М. М. Михайлова, заслуженные артисты Марийской АССР Л. А. Булычева, Л. П. Жирецкая, Н. А. Константинова. А. Н. Миков, И. С. Никитин, П. П. Репьев, М. Н. Сапожникова, заслуженный деятель искусств Марийской АССР И. К. Емельянов (главный режиссёр Театра кукол) и другие. Лит.: Очерки истории Марийской АССР. (С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции), Йошкар-Ола, 1965; Очерки истории Марийской АССР (1917—1960), Йошкар-Ола, 1960; Очерки истории Марийской организации КПСС, Йошкар-Ола, 1968; Родному Ильичу, [составители Т. И. Богомолова, Т. А. Садова], Йошкар-Ола, 1969; Природа Марийской АССР, Йошкар-Ола, 1957; Водовозов С., Марийская АССР. Экономико-географический очерк, Йошкар-Ола, 1956; Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, [Горький], 1964; Российская федерация. Центральная Россия, М., 1970 (Серия «Советский Союз»); Марийская АССР за 50 лет. Статистический сборник, Йошкар-Ола, 1970; Слово о Марийском крае, Йошкар-Ола, 1970; Очерки истории марийской литературы, ч. 1, Йошкар-Ола, 1963; ч. 2, там же, 1960; Марийские писатели. Биобиблиографический справочник, Йошкар-Ола, 1958; Крюкова Т. А., Марийская вышивка, Л., 1951; её же, Материальная культура марийцев XIX века, Йошкар-Ола, 1956; Художники Марийской АССР. [Альбом. Автор статей и составитель Б. Ф. Товаров-Кошкин], Л., 1963; Эшпай Я., Музыка народа мари, «Советская музыка», 1946, № 7; [Гиршман Я. М.], Марийская АССР, в книге: История музыки народов СССР, т. 1—3, М., 1970—72: Новосёлова Л., 50 лет советской марийской музыки, «Музыкальная жизнь», 1970, № 24; История советского драматического театра, т. 1—6, М., 1966—71.
Статья про "Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 731 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||