Мо-цзы

Определение "Мо-цзы" в Большой Советской Энциклопедии


Мо-цзы, Мо Ди (479-400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. Мо-цзы-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества - земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды Мо-цзы-ц. и его учеников собраны в книге «Мо-цзы», которая в завершённом виде сложилась к концу 3 - началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения Мо-цзы-ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды». Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и «благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения Мо-цзы-ц.: «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т. д. Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения космического закона Мо-цзы-ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые в китайской философии Мо-цзы-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.



Источники: Мо-цзы сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, Мо-цзы, 1972; Мо Tzu. Basic writings, transl. by В. Watson, N. Y., 1963.


Лит.: Титаренко Мо-цзы Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, «Вопросы философии», 1964, №11; его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, «Научные доклады высшей школы, философские науки», 1965, № 6; Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, «Вопросы философии», 1956, №1; HoIth S., Micius, Shanghai, 1935.
  Мо-цзы Л. Титаренко.



"БСЭ" >> "М" >> "МО" >> "МОЦ"

Статья про "Мо-цзы" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 478 раз
Бургер двойного помола
Пицца в чугунной сковородке

TOP 20