БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
НагарджунаОпределение "Нагарджуна" в Большой Советской Энциклопедии
Нагарджуна (около 2 в.), индийский мыслитель, влиянием которого отмечено 2-е пятисотлетие религиозной и философской истории буддизма. В трактате «Муламадхьямикакарика» [«Изложение (учения) об исконной срединности»] Нагарджуна на примере анализа философских учений своего времени дал образцы диалектического метода, который имел теоретико-познавательную направленность. Принципиально отказываясь фиксировать собственную философскую позицию, Нагарджуна предложил приёмы негативной критики любых концепций — так называемое шуньяваду, или «учение о пустоте (всех точек зрения)», следуя которому может быть доказана противоречивость категорий и понятий любой философской системы. Согласно Нагарджуна, каждое утверждение о природе действительности и о существовании объектов опыта или его субъекта является недоказуемым. Основанная Нагарджуна школа мадхьямики явилась наиболее ранним в истории философии случаем выделения методологии как специального предмета, поскольку в поле её рассмотрения находилась не сама действительность, а разные теории действительности. Диалектическая методология Нагарджуна дала мощный толчок философской и научной мысли в Индии. В частности, под её влиянием в математике было впервые определено понятие нуля как разницы точек зрения с абсолютной точки зрения. Методологическая установка Нагарджуна получила дальнейшее развитие в так называемых «Праджняпарамитских сутрах» (учение о пустоте как месте, абсолютно свободном от сознания), а заложенные Нагарджуна основы релятивистской этики позднее были обстоятельно разработаны в тантризме и дзен-буддизме. Наконец, диалектический метод Нагарджуна был извлечён из специфически буддийского контекста и положен в основу систематической философии адвайта-веданты, созданной Шанкарой.
Статья про "Нагарджуна" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 528 раз |
TOP 20
|
|||||||