Одежда

Определение "Одежда" в Большой Советской Энциклопедии

Византийская аристократическая одежда
Одежда, искусственные покровы человеческого тела. Одежда в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют Одежда



Древнегреческая женская одежда
Наряду с жилищем Одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения Одежда, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (Одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.


Древнеримские одежды
Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для Одежда, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).


Древнерусская княжеская и монашеская одежда
Шитой Одежда предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая Одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная Одежда (передник, юбка, штаны).



Европейская одежда 15 — 17 вв
Простейшая древняя обувь — сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).


Европейская одежда 17 — 18 вв.
Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).


Европейская одежда 19 — 20 вв.
Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая Одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях Одежда закрывает всё тело. Северный тип Одежда подразделяется на умеренно северный и Одежда Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая). Для народов Сибири характерны два вида меховой Одежда: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс Одежда из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы. Формы Одежда тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип Одежда, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.


Мужская древнегреческая одежда
В процессе развития общества усиливалось влияние на Одежда различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась Одежда мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. Одежда По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной Одежда Уже на ранних этапах истории Одежда отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшеми общенациональные (что не исключало локальных вариантов).


Мужская древнеегипетская одежда
В Одежда, как правило, проявляется социально-экономическое неравенство различных классов. Так, например, в Одежда феодалов, крестьян, духовенства существовали резкие различия в материале, украшениях, а часто и в покрое.


Одежда варвара
Удовлетворяя утилитарные запросы общества, Одежда в то же время выражает и его эстетические идеалы. Художественная специфика Одежда как вида декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования обусловливается главным образом тем, что объектом творчества является сам человек. Образуя с ним зрительное целое, Одежда не может быть представлена вне своей функции. Свойство Одежда как предмета сугубо личного определило в её создании (моделировании) учёт пропорциональных особенностей фигуры, возраста человека, а также частных деталей его внешности (например, цвета волос, глаз). В процессе художественного решения Одежда эти черты могут подчёркиваться или, наоборот, смягчаться. Эта непосредственная связь Одежда с человеком породила активное участие, даже соавторство потребителя в утверждении и развитии её форм. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, Одежда выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем и его частным проявлением — модой. Сочетание компонентов Одежда и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Основным средством образного решения в Одежда является архитектоника. При создании композиции Одежда используются принципы симметрии или асимметрии, нюанса или контраста, варьируются ритмы. Учитывается соразмерность Одежда и её частей человеку (масштабность). В число художественных средств Одежда входят также фактура, цвет, рисунок материала, его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры — пуговиц, пряжек). Специфическое средство художественной выразительности Одежда — её способность видоизменяться в связи с движением человека, что вызывает динамические связи всех элементов композиции Одежда
  Г. С. Маслова, М. Н. Мерцалова, И. А. Андреева.


Одежда древнеегипетской знати
История стилей одежды. К числу древнейших Одежда, испытавших влияние эстетических норм, относятся Одежда Древнего Египта. В эпоху Среднего царства (около 2050 — около 1700 до н. э.) в мужской Одежда (схенти — набедренная повязка из прямого куска ткани) и женской (калазирис — прямая рубашка на лямках) применялись драпировки. В эпоху Нового царства (около 1580 — около 1070 до н. э.) с достижением совершенства в изготовлении тончайших тканей (льняных и хлопчато-бумажных) распространилась плиссированная Одежда (калазирис, превращенный в юбку на помочах) с присущей ей графической чёткостью прямых линий. Одежда из тонких тканей различных цветов, нередко украшенная вышивкой, была привилегией господствующего класса. Рабы носили Одежда из грубого холста или кожи.


Одежда народов Азии и Северной Африки
В Древней Греции основными видами мужской и женской Одежда были хитон и гиматий (в виде прямоугольного куска ткани; Одежда только свободного грека), придававшие облику человека оттенок величавой простоты. Они изготовлялись из эластичных шерстяных или льняных тканей (главным образом белых), выявлявших гибкость тела. Обладая живописной, меняющейся светотеневой игрой, древне-греческая Одежда не утрачивала чёткости композиционной схемы, основные узлы которой акцентировались застёжкой, поясом и т.д. Одежда рабов обычно состояла из экзомиса — куска прямой грубой ткани, скрепленного на талии и левом плече тесьмой. Обувью служили сандалии с ремнями, высоко обвивавшими голень, башмаки из цветной кожи, украшенной вышивкой. Форма Одежда у древних римлян, как и у древних греков, создавалась драпировками (крой ещё был мало развит), отличавшимися, однако, большей громоздкостью. Основной верхней мужской Одежда свободных граждан была тога (кусок ткани в форме полукруга или овала). Роль нижней мужской и женской Одежда выполняла туника. В женском костюме поверх неё надевались стола (широкая длинная Одежда типа хитона) и палла (подобная гиматию).


Одежда народов, населяющих территорию СССР
В Византии с утверждением религиозного аскетизма и утратой интереса в пластических искусствах к объёмному началу силуэт Одежда аристократии, сохранявшей элементы римского костюма, стал жёстким, столпообразным, нивелирующим формы тела, а ткани (шёлковые, парчовые) плотными, тяжёлыми, с крупным плоскостным рисунком.


Одежда народов, населяющих территорию СССР
У многочисленных племён, заселивших территории Европы после падения Римской империи (5 в.), существовал принципиально иной подход к Одежда, которая должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давая человеку возможность легко двигаться. Так, у народов, пришедших с С. и В., основными частями Одежда были груботканные штаны и рубашка. На их основе сложился такой тип Одежда, как трико, занимавший на протяжении нескольких столетий главное место в европейском костюме. О разнообразии форм европейской Одежда романского периода судить трудно ввиду недостатка сохранившихся образцов. Полное представление имеется лишь о костюме Франции, отличавшемся сдержанностью и простотой форм. Костюм феодала, формировавшийся под влиянием рыцарских доспехов, включал короткие штаны-брэ, рубашку-шенс, поверх которой носили удлинённую узкую Одежда (блио) с большими боковыми разрезами. Шенс и блио делали из тканей разных цветов. Верхней Одежда служил плащ. В женском костюме заметно проявилось римско-византийское влияние.


Одежда народов Центральной и Юго-Восточной Европы
В 14—15 вв. в Западной Европе развитие навыков черчения привело к созданию всех видов покроев, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постижение пластических свойств тканей и зависимости формы Одежда от расположения нитей на той или иной её части. Эти достижения сыграли значительную роль в возникновении конструктивно-чёткой, графически-изысканной по силуэту Одежда феодалов и горожан. Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки-жипон, к которой привязывали тесёмками узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки (шоссы). Плотно облегала фигуру, подчёркивая талию, и верхняя Одежда — котарди (типа удлинённой куртки с низкорасположенным поясом), жакет (в виде короткой куртки; в 15 в. — с расширенными вверху рукавами). Женское платье к середине 15 в. обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава и асимметрично задрапированную (только с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф. Женский и мужской костюмы к середине 15 в. всецело подчинились канонам готического стиля (см. Готика). Удлинённые пропорции силуэта Одежда, высокий, конусообразный головной убор (у женщин он достигал 70 см высоты), остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Крестьянский костюм также находился под влиянием готического стиля, но грубые ткани, из которых его изготовляли, сделали его мешковатым и придали ему иные пропорции. Эти различия между Одежда горожан и крестьян в дальнейшем усилились.


Персидская одежда
В Италии эпохи Возрождения, к концу 15 в., силуэт костюма претерпел резкие изменения. Общей особенностью мужской и женской Одежда сделались спокойные, крупные формы, пропорции которых сообщили фигуре устойчивость и монументальность. Для женской Одежда стали характерны естественно располагающаяся линия талии, пышные рукава, широкая, спадающая свободными складками юбка; весомость женскому облику придавали и сами ткани (например, атлас, бархат в аристократической Одежда) — плотные и тяжёлые, отличавшиеся сочностью красных, зелёных и синих тонов.


Русская одежда
С 16 в. образцом начал служить испанский костюм на жёстких прокладках и металлических частях. Элементы мужского костюма: хубон (лиф с пришитой к его низу расклёшенной полосой ткани — баской и высоким стоячим воротом, замененным в концу 16 в. широким гофрированным воротником), ропилью (удлинённая куртка с откидными фальшивыми рукавами), кальсес (короткие штаны) — делали на двойной подкладке, набитой ватой или конским волосом. Одежда на такой подкладке ограничивала движения, подчёркивая тем самым чопорную манеру держаться испанских грандов. Основной верхней Одежда были плащи различных форм и размеров. Головным убором служил плоский, низкий берет, замененный в середине 16 в. высокой шляпой. Женское платье, туго натянутое на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами, производило впечатление футляра строго геометризированной формы.


В 17 в., в период расцвета абсолютизма, ведущая роль в области костюма перешла к Франции, создавшей пышную, изобилующую украшениями аристократическую Одежда, всецело подчинённую этикету королевского двора. В 1-й половине 17 в. дворянский мужской костюм, утративший каркас, состоял из пурпуэна (аналогичного по покрою испанскому хубону, но с отложным воротником), шоссов (прямых штанов, закрывавших колени), шёлковых чулок и сапог или туфель на каблуках. Мягкость свободных, но выявляющих силуэт фигуры контуров, яркость гармонично сочетающихся цветов тканей придавали костюму живописность — черту, предвосхитившую стиль барокко в Одежда К середине 17 в. пурпуэн заменила курточка-брасьер с короткими рукавами, из-под которых спускались рукава рубашки, перехваченные лентами; поверх коротких шоссов (типа шаровар) надевали широкие, как юбка, штаны-рэнгравы, отделанные по низу бахромой. Обилие ткани, лент, кружев скрывало очертания фигуры, превращая костюм в непрерывную игру цветовых пятен, света и тени, характерную для зрелого барокко. В 1660-е гг. была создана новая Одежда на основе военной — длинный полуприлегающий жюстокор с рукавами до локтя, в чёткости конструкции которого заметно веяние классицизма. Все последующие изменения аристократического мужского костюма 17 в. — варианты жюстокора и шоссов. Буржуазия в Одежда стремилась подражать дворянству. Французский женский дворянский костюм по мере своего развития изменялся не так часто, как мужской. Парадность женской Одежда в 1-й половине 17 в. (до 40-х гг.) усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белого воротника, отделанного кружевом. К концу 17 в. мода на тонкую, стянутую металлическим корсетом талию привела к контрасту между геометризированно жёстким, суживающимся книзу лифом и мягкими, широкими рукавами и юбкой, в чём своеобразно проявился классицистический принцип ясности конструкции. Женский костюм буржуазии 17 в. обладал такими особенностями, придававшими ему практичность и подчёркнутую аккуратность, как отсутствие каркаса, белизна фартука и чепца.


При определённой однотипности европейского городского костюма 17 в. отдельные страны выработали в значительной мере самостоятельные решения. В Испании возник придворный женский костюм, громадные формы каркаса которого, а также контрасты в сочетании цветов, асимметрия в расположении рисунка ткани и отделки делали его броским, эффектно декоративным. В буржуазных кругах Англии под влиянием пуританизма сформировался костюм практичных, небольших форм, отличающийся изысканностью классицистически строгих линий.


Образование единых форм европейского городского костюма протекало особенно интенсивно в 18 в. Образцом для всей Европы оставался французский костюм, в свою очередь испытавший некоторое влияние английского. Одежда Определившийся во 2-й половине 17 в. тип дворянской мужской Одежда сохранялся в 18 в. Изменялись только силуэт и отдельные детали. Так, в 1-й половине 18 в. жюстокор (его называли аби) делали более плотно прилегающим до талии, а в боковые швы спинки (вниз от талии) вставляли складки, расширяя тем самым силуэт в боках настолько, что мужской костюм получал сходство с женским платьем, Такое композиционное решение сложилось под влиянием рококо. Со временем возникло стремление к изысканной строгости силуэта, связанное с новым этапом в искусстве классицизма (отказ от пышных фалд аби, плавное сужение его передних пол книзу). В 1770-х гг. появилась ещё более узкая Одежда — фрак, родиной которого была Англия. Во 2-й половине 18 в. увеличилось количество видов верхней Одежда, возникли прообразы пальто 19—20 вв. — редингот (типа длинного сюртука) и каррик (двубортная Одежда с 2 или 3 широкими воротниками, покрывавшими плечи), происхождение которых также связано с Англией. В 1-й половине 18 в. мужскую модную Одежда делали из шёлка, бархата, а для зимы — из сукна. Цвета их были яркими и насыщенными. Во 2-й половине 18 в. носили Одежда главным образом из шерстяных тканей, вначале светлых, нежных, а позже тёмных, тусклых тонов. В женской аристократической Одежда 18 в. по-прежнему использовался каркас (в форме т. н. панье — корзины, покрытой волосяным или полотняным чехлом), но теперь на его основе создавался динамичный костюм, изысканно-чувственный характер которого отвечал эстетическим принципам рококо. Платье 1720—1740-х гг., с крупными формами, оттенёнными низким декольте, почти не подчеркивало фигуры; внимание сосредоточивалось на лице, шее и руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок. Талия, слегка намеченная спереди, на спинке исчезала в широких складках свободно падающей ткани, переходящих в шлейф. Подвижная, полная трепетных светотеней, эта масса ткани контрастировала с гладкой, свободно лежащей на панье юбкой, получавшей при ходьбе динамические волнообразные складки. В 1750—60-х гг., с развитием стиля рококо, костюм уменьшился в ширине и длине и обрёл обилие драпировок, складок, рюшей. Материалом служили лёгкие ткани (тафта, тонкий атлас), нежных полутонов (жёлтого, голубого, зелёного), с мелким рисунком (букеты, гирлянды, цветы и др.). Светлые цвета этой Одежда гармонировали с белыми чулками и изящной светлой обувью на высоких изогнутых каблуках. Существенные изменения произошли в женском костюме в 1780-е гг. в связи с английским влиянием. Из употребления вышло панье, и в костюме стали доминировать спокойные линии.


Период Великой французской революции был отмечен появлением костюма якобинцев, сыгравшего главную роль в становлении европейского мужского костюма 19 в. Он состоял из длинных панталон, короткой куртки карманьолы, рубашки, нередко со свободно повязанным галстуком-шарфом, и красного фригийского колпака. В последующие годы классицистическое направление привело сначала к заимствованию видов античной Одежда, а затем к созданию на их основе оригинальных форм. Так, получили распространение женские платья ясных пропорций и плавных линий, с высокой талией и длинной юбкой, суженной спереди и свободной, образующей шлейф сзади. Эти платья, выполнявшиеся главным образом из тонкого белого хлопчато-бумажного муслина, носили с цветными шерстяными шалями, игравшими роль античных гиматиев и палл.


Процесс образования единого европейского городского костюма завершился в 19 в. Развитие массового производства дешёвой Одежда привело к тому, что модные костюмы стали достоянием широких слоев города, а со 2-й половины 19 в. и деревни. Характерной особенностью моды было и то, что основное её влияние распространялось на костюм женщин (в феодальную эпоху мужской костюм занимал доминирующее положение и изменялся чаще, чем женский). Гегемоном в области женской моды оставалась Франция. Англия сохраняла первенство по созданию мод мужского костюма. Утверждение значения мужчины-дельца в жизни буржуазного общества определило становление мужского костюма 19 в. Костюм делового человека 1-й половины 19 в. из шерстяных тканей сдержанных тонов включал редингот, жилет и длинные панталоны. Каждодневной Одежда служил также фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки. Для костюма 1-го десятилетия 19 в. характерны классицистическая простота и строгость линий; в 1820—30-е гг. повседневная Одежда под влиянием романтизма обрела черты средне-векового костюма: пышные вверху рукава, тонкая талия. Демократизация мужской Одежда, начавшаяся в эпоху Великой французской революции, была особенно заметна во 2-й половине 19 в. Почти полностью вышли из употребления элементы костюма, связанные с эстетическими традициями феодального прошлого, — рубашка с рюшами и кружевами, жилет из парчовой ткани и т.п. С 1850-х гг. обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала «визитка» (разновидность редингота). Её носили с брюками из чёрной ткани в серую полоску. Фрак превратился в самую парадную Одежда — знак привилегии богатых людей. Как повседневная Одежда в быт вошёл прямой, нивелирующий фигуру пиджак. Пиджак, жилет и брюки образовали классическую триаду костюма, изготовляющуюся начиная с 1860-х гг. преимущественно из одной ткани тёмных тонов. Головными уборами были фетровая шляпа или «котелок» с небольшими полями (вытеснившие цилиндр), а летом — соломенная шляпа (канотье). В женском гардеробе в начале 19 в. с утверждением ампира появились лёгкие прозрачные платья на плотных чехлах, а затем из тяжёлых, плотных тканей, придававших силуэту линейную чёткость. К 1830-м гг. романтизм поспособствовал формированию женственно-хрупкого силуэта Одежда Он создавался очень тонкой (стянутой корсетом) талией, занявшей естественное место и контрастировавшей с сильно расширенными рукавами и юбкой. Модными стали туфли без каблуков, с квадратным носком, зрительно сокращавшим размер ступни. Художественный кризис прикладных искусств во 2-й половине 19 в. в Одежда проявился в стремлении к украшательству и увлечению псевдостилями (особенно псевдорококо; снова вошёл в употребление каркас, т. н. кринолин). Вместе с тем освобождение от строгих стилевых норм дало возможность более широкого поиска новых форм, связанных с выдвинутыми буржуазной эпохой требованиями удобства и практичности. Основным законодателем мод стал художник-модельер Ш. Борт, организовавший в Париже первый в истории дом моделей. В 1870-е гг. отказ от каркаса привёл к созданию костюма, в котором гладкий длинный лиф сочетался с почти прямой юбкой с драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Движение ткани тюника (на спинке) начиналось в одной точке, подчёркнутой бантом и небольшим турнюром (подкладкой в виде подушки), и переходило в шлейф. Такое ритмическое решение, придававшее костюму динамическую остроту, было художественным достижением времени. В конце 1870-х гг. уменьшившийся объём костюма позволил делать прямые полуприлегающие пальто. Возник «короткий костюм» (т. е. костюм без шлейфа) для улицы и путешествий. Существенной причиной распространения практичной, скромной и простой Одежда было появление женщин-служащих. В их костюме сказалось тяготение к тёмным тонам, подражание мужской Одежда (крахмальные воротники, манжеты, галстуки). Некоторое единство художественного замысла, существовавшее в костюме 1870-х гг., исчезло в 1880-е гг. Сложные линии, крупные, аляповатые отделки, нагромождение форм, отсутствие конструктивности свидетельствовали о низком художественном качестве Одежда этого времени. В 1890-е гг. в Одежда нашёл отклик стиль «модерн» с его претенциозной замысловатостью форм. Расширенная книзу юбка получила форму «клёш», корсет придал фигуре S-образную линию изгиба.


В 20 в. технический прогресс и связанные с ним изменения условий жизни (в частности, рост её темпов), а также развитие швейной промышленности открыли новый этап в истории костюма. В течение первого десятилетия мужской костюм изменился с распространением езды на мотоцикле и автомобиле: появились короткие брюки, куртки, цветные рубашки, кепи. На небольшие приёмы вместо фрака стали надевать смокинг (однобортный пиджак с шёлковыми лацканами). Со второго десятилетия 20 в. большинство мужчин начало носить готовый стандартный костюм единообразного покроя. Для периода 1-й мировой войны 1914—18 были характерны закрытые пиджаки типа френча, краги, заменявшие голенища сапог, брюки-галифе. Заметные нововведения относятся к 50-м гг., когда возникла более удобная в движении Одежда Её стали делать более лёгкой и мягкой по форме. Появились цельнокроеный рукав (главным образом в пальто), узкие внизу брюки. Всё шире использовались формы спортивного костюма. На рубеже 60—70-х гг. набор видов мужской Одежда (часто из практичных синтетических материалов) весьма разнообразен (удобные по формам пиджаки, куртки, пуловеры, спортивные лёгкие куртки и эластичные брюки, изысканные по силуэту официальные костюмы, яркие летние рубашки и т.д.). В женском костюме вычурность форм, асимметрия в линиях и декоре исчезли в 1-й половине 1910-х гг. В платьях появилась плавность линий, создаваемая свободными драпировками эластичных тканей. В военные годы в употребление вошла практичная будничная Одежда — ансамбль из блузы и юбки, укороченное платье без корсета. В 20-е гг. с распространением принципов функционализма создавалась удобная и простая по силуэту Одежда, не требовавшая специальной пригонки по фигуре. Платья изготовлялись в форме короткой рубашки (нередко с низко расположенным поясом), в которой отделка (часто в виде вышивки) выделяла главные конструктивные линии. Важнейшей частью такого костюма стали чулки. В костюме 30—40-х гг., вновь обретшем изящный силуэт (кроёная по косой нитке ткань облегала фигуру), диссонансом выступали черты военного мундира (подчёркнуто увеличенная ширина и высота плеча и др.). Туфли имели утолщённую подошву (т. н. платформу). Угловатые линии военизированного силуэта к началу 50-х гг. сменились плавными, создаваемыми новым покроем лифа с цельнокроеным рукавом, узкой талией и юбкой, округляющей бедра; туфли получили изящную остроносую форму и тонкий каблук. С начала 60-х гг. в женской Одежда происходит изменение стиля. Вводится принцип конструктивной композиции, где линии кроя являются доминантами общего решения модели и швы включаются в композиционный строй в качестве декоративных элементов. Длина юбок во 2-й половине 60-х — начале 70-х гг. резко колеблется — от укорочения до середины бёдер (мини) и до удлинения до середины голени (миди) или щиколоток (макси). Широко используются заменяющие юбку брюки. Виды Одежда, так же как и их силуэты, к 70-м гг. очень различны. Именно в этом различии модельеры видят возможность индивидуализации костюма, по-разному сочетающего отдельные стандартные элементы. В середине 60-х гг. изменения произошли и в обуви: появились модели спортивного стиля с широким каблуком средней высоты. Наиболее модной зимней обувью стали т. н. русские сапожки. В начале 70-х гг. в моду вновь вошла обувь на подошве-платформе.


К 60-м гг. в мужской и женской Одежда выделяется категория молодёжного костюма. Сходство принципов моделирования Одежда юношей и девушек привело к созданию почти одинаковых изделий (по ткани, форме деталей).


Место законодателя мод по-прежнему занимает Франция, где сложились основные современные центры моделирования Одежда, носящие имена своих создателей — художников-предпринимателей (Г. Шанель, К. Диора, П. Кардена, А. Куррежа). Однако со 2-й половины 20 в. с ними успешно конкурируют фирмы Великобритании (М. Куант), Италии (сестёр Фонтана, Валентине), а также крупнейшие фирмы США, Японии и др.


Русская одежда. Самые ранние сведения о древне-русской Одежда восходят к эпохе Киевской Руси. С принятием христианства (конец 10 в.) в быт князей вошёл византийский костюм как официальная торжественная Одежда, отличавшаяся при этом некоторым своеобразием покроя и меньшей пышностью в орнаментации. Крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою Одежда вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней Одежда служили шуба и островерхая меховая шапка. Княжеская женская Одежда была близка византийской, но не производила впечатления жёсткого футляра благодаря применению более мягких тканей. У горожанок и крестьянок главной частью костюма была рубашка. Возможно, существовала и набедренная Одежда типа понёвы. Роль женского головного убора выполнял убрус. Ткани использовались главным образом холщовые и шерстяные, нередко с набивным рисунком (см. Набойка).


С 16 в. простота и малая расчленённость форм Одежда бояр, придававшие фигуре торжественную величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Последняя проявилась в сочности и богатстве цветов тканей, в обилии крупной рельефлой вышивки с жемчугом, в яркости пуговиц (деревянных, обтянутых тканью и расшитых шёлком; золотых, украшенных финифтью и камнями). Мужской костюм 16—17 вв. состоял из рубашки (у бояр к ней добавлялся пристежной вышитый воротник), все конструктивные линии (швы) которой выделялись нашитой узкой полоской красной ткани и прямых и длинных штанов. Верхней Одежда были армяк, кафтан, охабень, тегиляй, ферязь. Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили высокие, цилиндрической формы шапки из меха чёрных лисиц (т. н. горлатные шапки). Боярыни и княжны поверх рубашки из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шёл ковой ткани. Распространение получили и сарафаны. Верхними Одежда были расширенные книзу, с откидными чрезвычайно длинными рукавами телогрея, накладная шубка со стоячим воротником, летник — самая торжественная Одежда (в продольные разрезы рукавов вставлялись обильно вышитые куски ткани — «вошвы»). Головные уборы отличались разнообразием (кичка с сорокой, кокошник). Самой распространённой обувью горожан были цветные сапоги на каблуках, с острыми, загнутыми вверх носками, нередко украшенные вышивкой.


Процесс проникновения с конца 17 в. в Россию иностранной Одежда был ускорен в начале 18 в. реформой Петра I, заменившей русское платье модным общеевропейским костюмом. Европейское платье прочно вошло в быт аристократии. У крестьянства и большей части городского населения оставалась традиционная русская Одежда Процесс европеизации костюма городских слоев населения особенно заметен в 19 в. С 1-й половины 19 в. в купеческой и мещанской среде мужчины носили свободный долгополый сюртук со слегка намеченной талией, с конца 19 в. — и пиджаки; женщины сочетали европейский наряд с деталями традиционного костюма. Для женщин-служащих был характерен костюм европейского стиля, но отличавшийся большей простотой и строгостью отделки.


После победы Великой Октябрьской социалистической революции в Советском государстве впервые была поставлена задача создания массовой, общенародной Одежда высокого художественного качества. В 20-е гг. виды гражданской Одежда, известные в предреволюционные годы, получили иной смысл. Кожанка, например, известная прежде как Одежда шофёров, стала своеобразной униформой военных комиссаров в армии, руководителей рабочих организаций. Широко распространились гимнастёрки, френчи, галифе, платья из солдатского сукна, шлемы-«будённовки». Популярной сделалась красная косынка — своего рода символ женщины-активистки. В 1919 в Москве была создана мастерская современного костюма при отделе Изо Наркомпроса, возглавляемая художником-модельером Н. П. Ламановой. Мастерская стала творческой экспериментальной лабораторией новых форм Одежда В 1923 было открыто «Ателье мод» — своеобразный теоретический центр искусства моделирования бытового костюма. В работе этих центров активно участвовали художники В. И. Мухина, А. А. Экстер, Е. И. Прибыльская, Н. С. Макарова. В решении отдельных проблем искусства костюма участвовала и группа художников-конструктивистов, представителей т. н. производственного искусства — В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. А и В. А. Веснины, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др. Разные по своим творческим почеркам и подходам к решению проблем советской Одежда, эти мастера были едины в утверждении основных её принципов: демократичности, простоты и рациональности. Однако низкий технический уровень швейной промышленности тогда не дал возможности воплотить в массовом масштабе замыслы первых советских модельеров. В 30-е гг. состояние экономической базы страны позволило обратиться к проблеме культуры промышленного производства Одежда и её массовому выпуску. Через расширенную сеть государственное ателье распространилась относительно стандартизованная Одежда общеевропейского типа. В 1934 в Москве был организован Дом моделей Одежда, который в 1949 преобразован в Общесоюзный, возглавляющий (1974) около 40 домов моделей страны. Они создают образцы для швейного и трикотажного производства, для фабрик головных уборов и меховой Одежда Внимание обращается на моделирование национальной Одежда в республиках, где носят традиционные виды Одежда Советские модельеры, преодолев тенденцию этнографизма 40-х — начала 50-х гг., продолжают развивать передовые принципы моделирования 20-х гг., опираясь на базу хорошо оснащенного швейного производства. Меняющаяся в русле общеевропейской моды, советская Одежда лишена экстравагантности и крикливой эффектности, её отличает строгая рациональность. При этом она не выглядит однообразной: используются различные по цвету и фактуре ткани, многочисленные формы и приёмы покроев. В числе получивших международную известность мастеров советского моделирования 50—70-х гг. — Т. А. Файдель, В. М. Зайцев, Л. Г. Телегина, И. В. Крутикова.
  М. Н. Мерцалова (история стилей Одежда до конца 19 в.), И. А. Андреева (стили Одежда 20 в.).


Народная одежда, создаваемая трудовым народом (см. Народное творчество) и бытующая в его среде, занимает особое место в истории костюма. Уходящая корнями в глубокую древность, она продолжала существовать и в последующие исторические периоды, отражая специфику национальную культуры. В странах Европы народная Одежда была распространена вплоть до конца 19 — начала 20 вв., а во многих странах Азии, Африки и Южной Америки сохраняется в быту и поныне.


В западно-европейских странах, при всём многообразии форм народной Одежда, в ней можно выделить некоторые элементы, общие для большинства народов Европы. Такими элементами мужского костюма (в скандинавских странах, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Австрии и др.) были узкие короткие штаны, белая или цветная рубаха с длинными широкими рукавами (иногда с манжетами), различные по покрою и материалу жилеты, короткие тёмные суконные куртки (реже — длинные кафтаны). Эти различные части костюма «дробили» фигуру, облегчая и подчёркивая её формы. Головные уборы — суконные шляпы с небольшими полями или береты (у скандинавских народов — вязаные шапочки, на Ю. Европы — широкополые соломенные шляпы). Несколько отличалась мужская Одежда некоторых народов восточных и юго-восточных областей Западной Европы (болгар, словаков, хорватов, румын, венгров и др.), которые носили и узкие длинные штаны из белого или тёмного сукна (украшенные аппликацией или вышивкой), и очень широкие длинные штаны из домотканого полотна. Для этих областей характерна была и плащеобразная Одежда У некоторых горных народов Европы своеобразной частью мужского костюма была короткая (до колен) и широкая юбка — клетчатая у шотландцев, жёлтая или коричневая у ирландцев, белая у албанцев и греков. Необходимой принадлежностью мужского костюма повсеместно был широкий, богато орнаментированный пояс (у большинства народов — кожаный, в Скандинавии — вязаный шерстяной, на Ю. Европы — широкий шёлковый кушак). Основными частями женского костюма в большинстве стран Европы были белая рубаха различного покроя с короткими или длинными рукавами, короткий лиф-корсаж с бретелями, плечиками (иногда и с рукавами) и шнуровкой (реже — застёжкой) спереди или сзади, широкие юбки, длинные или короткие, у талии собранные в сборки (в некоторых странах надевалось одновременно несколько таких юбок), и фартук — наиболее яркий и нарядный в праздничной Одежда Художественная особенность этого костюма, сложившегося под влиянием городского каркасной Одежда (16 — середина 19 вв.), заключалась в изяществе и чёткости силуэта. Головными уборами служили преимущественно разнообразные чепцы, платки, соломенные шляпы. Девушки чаще носили головные уборы в виде обруча или повязанной вокруг головы ленты. Повсеместно употреблялись различного вида наплечные платки — от тяжёлых больших шалей на С. Европы до лёгких шёлковых платков или косынок на Ю. У народов Юго-Восточной Европы, отчасти и у западных славян, наряду с описанными элементами женской Одежда долгое время бытовали и более архаичные её виды — несшитая поясная Одежда из двух фартуков или кусков материи, укрепленных на поясе. В некоторых странах (Финляндия, Норвегия и др.) женщины носили юбку с лифом или бретелями. Наиболее распространённым видом обуви у мужчин и женщин были кожаные башмаки или туфли, которые носили с хлопчато-бумажными и шерстяными носками или обмотками. У некоторых народов (в скандинавских странах, Венгрии, Польше, Германии) мужчины носили также сапоги. Для народов Балканского полуострова характерна была обувь из цельного куска кожи (типа поршней или мокасин); у некоторых народов бытовала обувь на деревянной подошве (Португалия, Италия) или целиком деревянная (Франция, Нидерланды).


Русская Одежда при всей общности с Одежда др. славянских народов имела ряд своеобразных черт. Мужской русский костюм состоял из рубахи-косоворотки (иногда вышитым или тканым узором по вороту и подолу), выпускаемой поверх нешироких штанов и перехваченной поясом. В женской русской Одежда в соответствии с областными особенностями различаются южно-русские и северо-русские комплексы. Костюм южно-русских областей состоял из рубахи и понёвы (к этому же типу набедренной Одежда относятся украинская плахта, белорусская понёва и др.). Северо-русский женский костюм состоял из рубахи и сарафана, отличавшегося стройным, расширенным книзу силуэтом. Характерны украшения рубахи и др. частей Одежда вышитыми и ткаными узорами, вставками кумача, нашивкой тесьмы, лент, галуна, которые во многом определяли цветовое и ритмическое решение костюма. Общерусские головные уборы — перевязки и венцы у девушек, сорока с кичкой или кокошник, полностью закрывавшие волосы, — у замужних женщин. Верхняя Одежда у мужчин и женщин разнообразна: шуба или короткий полушубок из овчины, суконный кафтан в талию, поддёвка из фабричной ткани со сборами, с застёжкой на левой стороне. Тулуп из овчины в виде расширенного книзу халата надевали в дорогу. Носили сапоги с голенищами, собранными гармошкой; с 19 в. распространились валенки; б. ч. крестьян носила плетённую из лыка обувь. Мужская Одежда белорусов сходна с русской (отличия в покрое рубахи); у женщин старинная понёва заменена юбкой (андарак, саян) из разных материалов. Костюм украинцев, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием и варьирует по областям. Особой красочностью отличает ся костюм населения горных областей Украины; своеобразна овчинная безрукавка (кинтарь), украшенная нашивкой металлических бляшек, аппликацией. Одежда народов Поволжья (мордвы, марийцев, чувашей и др.) весьма оригинальна и богато орнаментирована вышивкой. Национальная Одежда народов Северного Кавказа и Закавказья имеет много общего в покрое, однако различна по длине, цвету и отделке. Характерной составной частью мужского костюма была длинная распашная черкеска, скроенная в талию, обычно без ворота. Под черкеску надевали бешмет. Распространена папаха — головной убор из меха. Женская Одежда у грузин, кабардинцев, черкесов, осетин и других народов — длинное в талию платье, с узким лифом и широкой юбкой, придававшее фигуре черты строгой грациозности. В соответствии с национальными вкусами Одежда народов Кавказа украшалась металлическими бляшками, золотым и серебряным шитьём в сочетании с галуном и шнуром из металлических, шёлковых и шерстяных нитей. Национальная Одежда народов Средней Азии также имеет общие черты. У мужчин — туникообразная рубаха, штаны с широким шагом; в качестве верхней Одежда — распашной халат. Головные уборы — тюбетейка, чалма или меховая шапка. У женщин — длинные шаровары и поверх — туникообразная рубаха ниже колен, почти полностью скрывавшая очертания фигуры, халат. В то же время различия в элементах покроя, цвете и орнаменте (вышивка на вороте и рукавах, формы женских головных уборов и т.д.) составляют специфику национальной Одежда каждого народа. Куртка с глухими штанами и халат с запахом на правую сторону (как верхняя Одежда) характерны также для пародов Азии — китайцев, корейцев, монголов и др. Халат с широкими рукавами (кимоно) — национальная мужская и женская Одежда японцев. Сходная по покрою, Одежда этих народов отличается характером декорировки. Если для китайского костюма характерна строгая композиция рисунка (который располагается преимущественно на переднем полотнище), то для японского — свободно-асимметричная, предполагающая переход элементов декора с переднего полотнища на заднее. У народов Южной и Юго-Восточной Азии распространена нешитая Одежда — кусок ткани, которым обёртывают нижнюю часть тела от пояса (дхоти, саронг) или весь корпус (сари у женщин Индии). Её форма создаётся драпировками, выявляющими пластические свойства материала. Для мужской Одежда значительной части Африки характерны штаны с широким шагом и длинная туникообразная рубаха (галабия, джеллаба, бубу), ткань которой (в зависимости от пластических качеств) спадает либо мягкими, свободными складками, либо большими жёсткими плоскостями, Женская Одежда зоны саванн — сшитые длинные платья разных типов, в зоне тропического леса — передники, набедренные повязки.
  Г. С. Маслова.


  Гигиенические требования к одежде. С помощью Одежда вокруг тела создаётся искусственный микроклимат, в пододёжном пространстве поддерживаются ровная температура (28—32°С), невысокая относительная влажность (20—40%) и слабое движение воздуха. Одежда уменьшает теплопотери организма, сохраняя его энергетические ресурсы, защищает кожный покров от механических и химических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых и др. Основные гигиенические требования к Одежда — соответствие теплозащитной способности и воздухопроницаемости ее климатическим условиям, интенсивности мышечной работы, особенностям пола, возраста, состояния здоровья и т.п. Конструкция и покрой верхней одежды должны обеспечивать максимальную свободу движений, отсутствие затруднений дыхания и кровообращения.


Для Одежда в холодное время рекомендуется выбирать материалы, обладающие малым объемным весом и толщиной, не меняющейся при механических воздействиях, увлажнении и от продолжительной носки, т.к. при уменьшении толщины материала и соответственно содержания в нем воздуха снижается теплозащитная способность Одежда Оптимальными свойствами для такой Одежда обладают натуральные материалы (льняные, хлопчато-бумажные ткани, натуральные шелка и т.д.).; синтетические ткани, хорошо защищающие от атмосферной влаги и ветра, целесообразно использовать для наружного слоя Одежда Для профилактики простудных заболеваний рекомендуется избегать избыточной теплозащиты, особенно у детей, вызывающей активное потоотделение, увлажнение Одежда и снижение ее теплозащитных свойств.


В теплое время года рекомендуется выбирать Одежда из материалов, обладающих малой теплопроводностью и способностью хорошо поглощать пот. Желательно, чтобы летняя Одежда жителей районов с умеренным климатом способствовала максимальному проникновению ультрафиолетовых лучей (Одежда из вискозы, и полиамидных волокон). Для жителей жарких стран Одежда должна обеспечивать экранирование лучистого тепла. Защиту от солнечной радиации гарантирует гладкая Одежда, изготовленная из материалов светлых тонов. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразно изготовление летней Одежда из хлопчато-бумажных тканей и натурального шёлка. Синтетические ткани быстрее загрязняются, мало гигроскопичны и влагоёмки, обладают способностью накапливать статическое электричество и нарушать дыхательные функции кожи, иногда способствуют возникновению аллергических расстройств.


Спортивная Одежда изготовляется из материалов возможно легкого веса, воздухопроницаемость которых достаточно высока для обеспечения быстрого удаления пота; она должна обладать высокой гигроскопичностью. Наиболее гигиеничны трикотажные изделия; бязевое и полотняное белье менее подходит для занятий спортом. Высокие теплозащитные свойства при малом весе важны для зимней спортивной Одежда, а также Одежда, используемой в прохладную погоду для занятий на открытом воздухе. Удобны т. н. тренировочные костюмы — широкого покроя блуза и брюки, изготовляемые из плотной хлопчато-бумажной ткани (байки, вельветона), шерсти, шерстяного трикотажа, синтетических материалов. При горных восхождениях, туристских походах в прохладную погоду необходима ветрозащитная Одежда


Детскую Одежда изготовляют с учётом возрастных особенностей, прежде всего несовершенства терморегуляции и большой двигательной активности; она должна свободно пропускать воздух, иметь не стесняющий движений покрой и предохранять тело ребенка как от охлаждения, так и от перегревания. Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, нежна и легко ранима, поэтому Одежда изготовляют из мягкой гигроскопичной ткани, без грубых швов, пуговиц, с мягкими завязками. Желательно не перегревать ребёнка раннего возраста, не применять детскую Одежда из малогигроскопичных синтетических тканей, т.к. это может привести к потнице и раздражениям кожи.


Защитная Одежда на производстве служит для защиты рабочих от воздействия неблагоприятных условий труда. В горячих цехах применяют невоспламеняющиеся куртки и брюки из шерстяных и льняных (брезентовых) тканей; части Одежда, наиболее подверженные воздействию искр, брызг металла или горячих жидкостей, покрывают накладками из плотных огнестойких тканей; участки Одежда, более подверженные термическому воздействию, имеют несколько слоев — наружный из льняной ткани, средний из шерстяной и внутренний из мягкой хлопчатобумажной. В некоторых случаях защитную Одежда изготовляют из хлопчато-бумажной ткани, пропитанной огнезащитными средствами, или из лавсана. Для защиты от пламени, раскалённых предметов, искр расплавленного металла в металлургической промышленности, а также при тушении пожаров применяют фартуки, гетры, нарукавники и рукавицы из асбестовой ткани. При особо огнеопасных операциях кратковременно (20—30 мин) пользуются асбестовыми костюмами. Пылезащитные костюмы изготовляют из плотной хлопчато-бумажной ткани с двойными застёжками на рукавах и в низу брюк и с капюшонами (для защиты от едкой пыли). При работе с кислотами и др. агрессивными химическими веществами используют костюмы из грубошёрстной или хлопчато-бумажной ткани, пропитанной кислотозащитными средствами, а также тканей из шерсти с добавлением синтетических материалов, для работы со щелочами — Одежда из прорезиненных тканей. Одежда для работы с агрессивными химическими веществами изготовляется в виде комбинезонов и костюмов; в некоторых случаях дополнительно применяются фартуки, нарукавники, халаты и полукомбинезоны из поливинилхлоридной плёнки, текстовинитина и прорезиненных тканей. При работе с радиоактивными веществами применяют комбинезоны и костюмы, изготовленные из тканей, которые легко дезактивируются (неокрашенные хлопчато-бумажные ткани, лавсан и т.д.). Работы, сопровождающиеся загрязнением воздушной среды радиоактивными парами или аэрозолями, проводятся в изолирующей Одежда В качестве дополнительных средств защиты при работе с радиоактивными веществами используют фартуки, нарукавники, полухалаты и т.д., изготовленные из пластикатов. Существует также специальная защитная Одежда для работ с нефтепродуктами, маслами, растворителями, лаками и красками, для горнорудных, строительных и др. работ.
  А. М. Сточик.
 


Лит.: История культуры Древней Руси, т. 1 М. — Л., 1951; Горбачева Н. П., К вопросу о происхождении одежды, «Советская этнография», 1950, № 3; Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX нач. XX вв., в кн.: Восточно-славянский этнографический сборник, М.,1956; Киреева Е. В., История костюма, М., 1970; Крестьянская одежда населения европейской России (19 — нач. 20 вв.). Определитель. М., 1971; Мерцалова М. Н. История костюма, М., 1972; Стриженова Т., Из истории советского костюма, М., 1972; Костюм в России 18 — нач. 20 вв. Из собраний Эрмитажа, Л., 1974; Millia Davenport, The book of costume, v. 1—2, N. Y., 1948; Bruhn W. et Tilke M., Encyclopédie du costume. Des peuples de l’anticuté à nos jours ainsi que lescostumes nationaux et régionaux dans le monde, P., 1955; Hansen Н. Н., Histoire du costume. Traduitdudanois par J. Puissant, P., 1956; Leloir М.; Dictionnaire du costume et de ses accessoires..., P., 1961; Banach E. i A., Słovnic mody, Warsz, 1963; Boucher F., Histore du costume en occident de l"antiquité à nos jours, P., 1965; Beau1ieue М., Le costume antique et médieval, 4 éd.. P., 1967; его же, Le costume moderne et contemporain, P. 1968; Thiel E., Geschidchte des Kostums, B., 1973.




"БСЭ" >> "О" >> "ОД" >> "ОДЕ"

Статья про "Одежда" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 931 раз
Яйца в кляре
Яйца в кляре

TOP 20