Памфлет

Определение "Памфлет" в Большой Советской Энциклопедии


Памфлет (англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого — конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики Памфлет— «эпиграмматическое произведение» (Ф. Энгельс) — обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония, сгущенная до сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий Памфлет принято называть пасквилем.


  Памфлет как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие Памфлет публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец...» Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий Памфлет насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы Памфлет времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже — памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения Памфлет (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый Памфлет «Что такое третье сословие» Сьейеса). Среди многочисленных образцов Памфлет 19—20 вв. можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) Памфлет Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля, «Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (1971) Т. Уолфа и др.



В России авторами Памфлет выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»). Образцы Памфлет, обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), Памфлет Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.


Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-Памфлет», «пьеса-Памфлет», «Памфлет-очерк» и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли), «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах», роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса.
Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.— Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1—4, L., 1897—98.
В. А. Калашников.




"БСЭ" >> "П" >> "ПА" >> "ПАМ"

Статья про "Памфлет" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 564 раз
Коптим скумбрию в коробке
Пицца в чугунной сковородке

TOP 20