Пророки

Определение "Пророки" в Большой Советской Энциклопедии


Пророки библейские [греч. профеты, буквально прорицатели. Этим термином в Септуагинте (греческий перевод Ветхого завета) и в Новом завете передаётся древнееврейский термин «нави» (множественное число «невиим»)], в Древней Палестине проповедники, в экстатическом состоянии предсказывавшие будущее от имени бога, а также (с 8 в. до н. э.) религиозно-политические ораторы и проповедники. Наиболее видные Пророки 9 в. до н. э. - Илия и его ученик Елисей, своими обличениями вступившие в конфликт с царской властью. Вокруг них группировались молодые Пророки - профессионалы, т. н. сыны пророков, жившие в различных городах (Бет-Эль, Иерихон и др.). Образ Илии играл впоследствии крупную роль в иудейской и христианской эсхатологии. Усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в 8 в. до н. э. т. н. пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исайя (т. н. Первоисайя), Миха (8 в. до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум (1 в. до н. э.); Иезекииль, т. н. Второисайя, Аггей, Захария (6 в. до н. э.). Резко обличая преступления богачей и власть имущих, Пророки выступали против обезземеления крестьян, угнетения и произвола в отношении социальных низов, призывали к отказу от войн и предсказывали победу социальной справедливости в будущем, когда люди «перекуют мечи на орала» (Исайя). Требования Пророки централизации культа в связи с идеей универсализма Яхве и этического монотеизма объективно способствовали усилению централизации и царской власти. Пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных. Религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) Пророки вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в хронологическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (6-5 вв. до н. э.). По объёму книг Пророки условно делят на «больших» и «малых»; до нас дошли сборники трёх «больших» Пророки: Исайи (состоит из произведений живших в разное время двух, а возможно, и трёх авторов), Иеремии и Иезекииля и 12 «малых» Пророки Произведения Пророки отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К идеям Пророки обращались также христианские еретические движения средневековья, идеологи крестьянских войн и других народных движений, социалисты-утописты.



Лит.: Heaton Е. W., The Old Testament Prophets, Harmondsworth, 1958; Eissfeldt О., The prophetic literature, в книга: The old testament and modern study, ed. by Н. Н. Rowbey, Oxf., [1961]; Fohrer G., Geschichte der israelitischen Religion, B., [1968].
  И. Д. Амусин.



"БСЭ" >> "П" >> "ПР" >> "ПРО" >> "ПРОР"

Статья про "Пророки" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 465 раз
Коптим скумбрию в коробке
Бургер двойного помола

TOP 20