![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Рим ДревнийОпределение "Рим Древний" в Большой Советской Энциклопедии
Исторический очерк
С. Л. Утченко, Е. М. Штаерман.
А. И. Немировский. Древнеримская культура
Естественнонаучные взгляды. Памятники латинской научной литературы эпохи Римской республики крайне немногочисленны. В 1 в. до н. э., когда весь Балканский полуостров и страны Малой Азии оказались под властью Р., резко усилилось греческое культурное влияние. В 88 до н. э. диктатор Сулла вывез в Р. библиотеку афинского собирателя книг Апелликона, в которой был обнаружен свод сочинений Аристотеля. Это стимулировало возрождение интереса к философским и естественнонаучным воззрениям Аристотеля и его школы; живший в Р. грамматик Тираннион и глава перипатетической школы Андроник Родосский придали сочинения Аристотеля тот вид, в котором они в дальнейшем усиленно изучались и комментировались. Пережив в 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. спад, астрономия и математика, прославившие александрийскую научную школу (см. в ст. Эллинистическая культура), в конце 1 в. вновь испытали подъём. К концу 1 в. относится деятельность древнегреческого астронома и математика Менелая Александрийского, проводившего систематические наблюдения небесных светил и написавшего книгу по сферической геометрии и тригонометрии. В знаменитом «Альмагесте» Птолемея (2 в. н. э.) была изложена законченная геоцентрическая система мира. Большой популярностью пользовалась пришедшая с Востока астрология, которой занимались и крупнейшие астрономы («Четырёхкнижие» Птолемея). Диофант написал (предположительно в 3 в.) «Арифметику». В 3-4 вв. выделялись Папп Александрийский, который составил «Математический сборник», содержавший сведения о математике предшествующих эпох, а также Теон, отец знаменитой Гипатии, гибель которой в 415 символизировала конец александрийской научной школы. В 5 в. математическая мысль ещё теплилась в Афинах, где жили неоплатоник Прокл, написавший комментарий к «Началам» Евклида, и Евтокий - комментатор Архимеда и Аполлония. В трудах Герона Александрийского (1 в.) изложены достижения античного мира по прикладной механике. Им написаны также сочинения по геометрической оптике, которая получила развитие в работах Птолемея. Математика и механика у самих римлян носили узкоприкладной характер и сводились к правилам грубо приближённых вычислений, нужных для практических целей. Римская нумерация (возникла в 5 в. до н. э.) не способствовала развитию арифметики и вынуждала пользоваться счётными досками и камешками (отсюда «калькуляция» - от лат. calculi - камешки). Астрономическая литература на латинском языке крайне скудна и малооригинальна (Гигин, 1 в. до н. э.; Манилий, 1 в. до н. э.; приписываемая Цезарю и не дошедшая до нас поэма «О звёздах», и др.); в Р. получила распространение астрологическая литература (Матерн, 4 в.). В 46 до н. э. Цезарем была проведена реформа календаря. В области естественных наук у римлян разрабатывались главным образом прикладные дисциплины. Наиболее своеобразные памятники римской научно-технической литературы - сочинения по сельскому хозяйству (Катона Старшего, 2 в. до н. э.; Варрона, 1 в. до н. э.; Колумеллы, 1 в. н. э.: Палладия, 4 в., а также сохранившийся в отрывках трактат о ветеринарном искусстве Гаргилия Марциала, 3 в.). Большое число трудов римских авторов посвящено архитектуре, строительному делу, гидротехнике, военной технике. В конце 1 в. до н. э. Витрувий написал «Десять книг об архитектуре». Описание римских водопроводов содержится в сочинениях землемера и гидротехника 1 в. н. э. Секста Юлия Фронтина. В «Записках о Галльской войне» Цезаря дано детальное описание свайного моста, построенного по его приказу при переходе через Рейн. Потребности военного дела, а также основание новых колоний и раздача земельных наделов обусловили появление работ римских агрименсоров (землемеров); расцвет этой литературы приходится на 1-2 вв. Богатый военно-технический опыт римлян отражён в сочинениях писателя Вегеция (конец 4 в.), в котором были изложены многие технические вопросы, связанные с разбивкой лагерей, строительством крепостей и т.д. Описательное естествознание в эпоху поздней античности развивалось неравномерно. Ни один из трудов по зоологии не вносил существенно нового по сравнению с «Историей животных» Аристотеля, зато ботаника, являвшаяся основой фармакологии, обнаружила значительный прогресс. Наибольшей славой в древности и в средние века пользовалось ботанико-фармакологическое сочинение Диоскорида из Киликии, в котором описано 600 лекарственных растений. Успехов достигла медицина - Асклепиад из Вифинии (1 в.), Соран Эфесский (2 в.), Архиген Сирийский (2 в.), Орибасий Пергамский (4 в.) и др. Достижения античной медицины синтезированы в трудах Галена, который был не только врачом-практиком, но и величайшим анатомом и физиологом. Из латинских сочинений по медицине до нас дошла небольшая книга Авла Корнелия Цельса (1 в.), написанная на основе греческого труда. В книге Цензорина «О дне рождения» (3 в.) эмбриологический материал переплетается с астрологическими данными; фармакологическое сочинение Скрибония Ларга (1-я половина 1 в.) «Compositiones» содержит первое в истории упоминание о приготовлении опиума. Представителями естествознания в широком смысле слова были Сенека и Плиний Старший. До нас дошли 7 книг «Естественнонаучных вопросов» Сенеки, в которых обсуждались метеорологические и другие явления природы (например, землетрясения); эти книги мало оригинальны, но по каждому вопросу сообщают мнения более древних авторов. Грандиозной коллекцией раритетов и занимательных сведений является «Естественная история» Плиния - капитальный труд в 37 книгах, значительная часть которых посвящена описанию животного мира разных стран. Характерные черты римской науки - изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме (поэмы Лукреция и Манилия, «Георгики» Вергилия, астрономические и географические поэмы Авиена, поэмы о рыболовстве и охоте Марка Аврелия Немезиана), а также любовь к энциклопедиям. Большой славой пользовалось не дошедшее до нас сочинение в 9 книгах «Disciplinae» Варрона, охватывавшее грамматику, логику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, медицину и архитектуру. Аналогичная энциклопедия была составлена в следующем веке Цельсом. Энциклопедический характер носят поэма «О природе вещей» Лукреция, в которой автор, исходя из атомистического учения Эпикура, освещал вопросы естествознания, а также «Естественная история» Плиния Старшего. Последним римским учёным можно считать Боэция. Его произведения принадлежали к тем передаточным звеньям, благодаря которым элементы античной учёности стали известны в период раннего средневековья. Территориальный рост Римского государства в 3-1 вв. до н. э. способствовал расширению географических знаний. Самое значительное географическое сочинение - «География» Страбона (на греч. языке), содержащая исчерпывающую сводку сведений о всех известных тогда странах и народах. В отличие от неё «География» Птолемея (2 в. н. э.) была посвящена в основном методам научного картографирования; к книге были приложены 27 карт, в совокупности изображавших все известные тогда части земного шара - от Канарских островов до Китая. Во времена императора Августа изготовлена большая географическая карта мира, которая была выставлена для всеобщего обозрения в портике Октавии в Р. Первым географическим сочинением на латинском языке была книга Помпония Мелы (1 в. н. э.), представлявшая собой краткое изложение данных, заимствованных в основном из трудов греческих авторов. Много географических и этнографических сведений содержится в «Записках» Цезаря, в трудах нумидийского царя Юбы II, взятого в плен Цезарем и получившего образование в Р., в «Естественной истории» Плиния Старшего, а также в исторических сочинениях Тацита, Аммиана Марцеллина и др. Поэт Авиен (4 в.) описал берега Средиземного, Каспийского и Чёрного морей и составил латинский пересказ поэмы греческого географа Дионисия Периегета (1 в.). Р. не знал научных учреждений, подобных Александрийскому мусейону. Основание первой общественной библиотеки приписывают писателю и государственному деятелю Гаю Асинию Поллиону (37 до н. э.). В последние века империи их в Р. было 28. Юридическая наука. Право Р. отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки (см. Римское право). В древнейший период право, источником которого были обычаи и немногочисленные законы (leges latae), характеризовалось влиянием религии и общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом. Оно распространялось исключительно на квиритов, т. е. исконных граждан Р. (cives rornani), а поэтому называлось квиритским (jus Quiritium), или цивильным (jus civile). Важнейшим памятником Римского права этой эпохи были Законы XII таблиц (см. Двенадцати таблиц законы). Расцвет права в Р. приходится на 3 в. до н. э. - 3 в. н. э. Пронизанное традициями цивильное право не смогло приспособиться к новым условиям, порожденным быстрым развитием рабства и товарно-денежных отношений. Поэтому наряду с ним в процессе правотворческой деятельности магистратов формировалась особая система правовых норм - преторское право (jus praetorium). Большая роль в создании этой системы принадлежала претору перегринов, на основе эдиктов которого сложилось право, не связанное узкими национальными рамками, вобравшее в себя обычаи международного оборота и покорённых римлянами народов, - так называемое общенародное право (jus gentium). Постепенное сближение цивильного и общенародного права привело к тому, что римское право, сохраняя свой консерватизм, освобождалось от чрезмерного формализма, обогащалось новыми институтами, более гибко реагировало на потребности имущественного оборота. В результате этого процесса и развилось римское право - «... совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 105). Исключительное место в процессе правотворчества в Р. занимали юристы, которые ещё в республиканский период (Юний Брут, Квинт Муций Сцевола, Аквилий Галл и др.) оказывали влияние на деятельность преторов и других магистратов. Наивысший подъём римской юриспруденции приходится на 1-3 вв. н. э.
В этот период сложились две основные правовые школы - прокулианцев (сторонники республиканского строя) и сабинианцев (сторонники принципата), которые выражали интересы различных слоёв римского общества. Полное несовпадение исходных позиций представителей этих школ обусловило серьёзные расхождения в решении ими вопросов государственного и гражданского права (о законодательных полномочиях императоров, о праве собственности и т.д.). Оба эти направления оставили заметный след в развитии правовой науки и судебной практики Р. (см. также Прокул и Сабин). Начиная с Августа императоры предоставляют видным юристам право давать консультации, имеющие обязательную силу (jus respondendi). Сочинения таких юристов, как Гай, Цельс-отец и Цельс-сын, Юлиан, Помпоний и др., наряду с эдиктами преторов, законами, сенатусконсультами, императорскими конституциями приобретали характер источников права. По закону 426 трудам 5 виднейших юристов (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина), а также мнениям цитируемых ими юристов была придана обязательная правовая сила. Практицизм римских юристов, тонкое понимание конкретных жизненных ситуаций позволили им в совершенстве разработать правовую технику, обеспечить всестороннюю охрану интересов частного собственника. В то же время, находясь на службе у императоров, юристы поддерживали их притязания на неограниченную власть, создав, по словам Ф. Энгельса, «... самое гнусное государственное право, какое когда-либо существовало» (там же, т. 19, с. 312). Законодательные функции всецело концентрируются в руках императоров, акты которых (эдикты, декреты и т.д.) становятся основным источником права. Однако в это время велась работа по упорядочению и систематизации права Р. В конце 3 - начале 4 вв. появились частные сборники законодательства (Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus), а в 436 при Феодосии II был составлен официальный кодекс императорских конституций (Codex Theodosianus). Всесторонняя систематизация права Р. произошла уже после падения Западной Римской империи при византийском императоре Юстиниане (см. Дигесты, Кодификация Юстиниана). Историческая наука. Римская историческая традиция имела своей основой анналы. Согласно римскому преданию, едва ли не с середины 5 в. до н. э. в Р. существовали так называемые таблицы понтификов (жрецов); верховный жрец (pontifex maximus) вёл по годам записи важнейших событий, которые заносились на «белые доски» и выставлялись для всеобщего сведения у дома понтифика. Вначале этот обычай был, видимо, связан с обязанностью жрецов регулировать календарь (который не был твёрдо фиксирован); записи велись весьма примитивно, но постепенно число рубрик в них увеличивалось и, помимо сведений о войнах и стихийных бедствиях, появились сообщения о внутриполитических событиях, о деятельности сената, об итогах выборов и т.п. Эти таблицы стали как бы хронологическим остовом древнейшей римской летописи. Около 130 до н. э. по распоряжению верховного понтифика П. Муция Сцеволы была опубликована сводка всех погодных записей начиная с основания Р. (в 80 книгах) под названием «Большие анналы» («Annales maximi»). Литературная обработка официальных анналов и семейных хроник знатных родов началась в 3 в. до н. э. и бесспорно связана с распространением в Р. эллинистических культурных влияний. Ранних римских историков принято называть анналистами, причём их обычно делят на старших, средних и младших. Родоначальником римской анналистики считается Квинт Фабий Пиктор (3 в. до н. э.), автор написанных на греческом языке «Анналов», в которых изложена история Р. от легендарных времён до конца 2-й Пунической войны (201 до н. э.). К старшим анналистам относят ещё ряд авторов, чьи произведения не сохранились, в том числе Катона Старшего, автора исторического труда «Начала» («Origines») - от легендарных времён до начала 2-й Пунической войны. Катон был первым римским историком, писавшим на латинском языке. Средние анналисты (Л. Кассий Гемина, Л. Кальпурний Пизон и др.) пользовались в основном теми же источниками, что и старшие. Младшая анналистика как особый жанр и направление возникла в эпоху Гракхов (2 в. до н. э.): Клавдий Квадригарий, Валерий Анциат, Лициний Макр и др. (1 в. до н. э.). Если старшие и средние анналисты занимались довольно примитивной, но добросовестной обработкой летописей и хроник, излагая историю Р. с патриотических позиций, то для младших анналистов история превратилась в раздел риторики и в орудие политической борьбы. В интересах той или иной политической группировки они не останавливались перед сознательным приукрашиванием, а иногда и прямым искажением событий, разработав ряд приёмов (повторение событий, заимствования из греческой истории и т.п.). Первым и наиболее ярким представителем «зрелого» периода римской историографии, несомненно, был Полибий (2 в. до н. э.). Грек по происхождению, Полибий писал по-гречески, но, прожив 16 лет в Р., стал восторженным почитателем римского государственного устройства, которое, по его мнению, обусловило все успехи Р. и рост его могущества. Эту мысль Полибий проводил в своём труде «История» (в 40 книгах изложена «всеобщая» история Греции, Македонии, Малой Азии, Сирии, Египта, Карфагена и Р. в их взаимной связи на протяжении 220-146 до н. э.). Если Полибий был представителем научно-исследовательского направления в античной историографии, считавшего главной задачей историка не описание событий, а выяснение причинной связи явлений, то полной противоположностью ему в этом смысле был другой крупнейший римский историк художественно-дидактического направления Тит Ливий (1 в. до н. э. - начало 1 в. н. э.). Задача историка, считал Ливий, - учить и воспитывать поколения как на положительных, так и на отрицательных исторических примерах, поэтому следует выбирать наиболее яркие события и личности, описывая их красочно, убедительно. Ливий широко использовал младших анналистов, относясь к ним некритически, обильно уснащая своё повествование легендами, вымышленными речами и т.п. Огромный труд Ливия «Римская история» (142 книги, сохранилось 35) принёс ему славу ещё при жизни и лег в основу представлений каждого образованного римлянина о прошлом родного города. Изложению всемирной истории были посвящены труды авторов 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. - Николая Дамасского, Помпея Трога, Диодора Сицилийского, описанию истории Р. с мифических времён до начала 1-й Пунической войны - «Римские древности» Дионисия Галикарнасского (1 в. до н. э.). К жанру историко-мемуарной литературы относятся прежде всего «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Юлия Цезаря, в которых дано несколько приукрашенное, но достаточно достоверное изложение хода этих войн. К жанру исторической монографии принадлежат произведения Саллюстия «О заговоре Катилины» и «О Югуртинской войне». Придавая большое значение роли личности в истории, Саллюстий уделял много внимания характеристикам исторических деятелей и потому его считают мастером исторического портрета. Из многочисленных биографий, составленных историком Корнелием Непотом (1 в. до н. э.), сохранились только две биографии римских деятелей - Аттика и Катона Старшего и 23 биографии полководцев «иноземных народов». В эпоху империи получило дальнейшее развитие художественно-дидактическое направление, к которому принадлежал крупнейший римский историк Корнелий Тацит (1 - начало 2 в.) - автор ряда исторических трудов, из которых наиболее известны «Анналы» и «Истории» (изложены события римской истории от кончины Августа до смерти Домициана, с 14 по 96). Политические воззрения Тацита характеризуются ненавистью к тирании и деспотизму, недаром А. С. Пушкин называл его «бичом тиранов», а Ф. Энгельс определил Тацита как последнего из римлян «... патрицианского склада и образа мыслей...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 311). В эпоху империи в начале 2 в. н. э. получил развитие историко-биографический жанр; одним из наиболее значительных его представителей был Плутарх, плодовитый греческий писатель, автор ряда трактатов по вопросам этики, религии и др. Особенно популярны его «Параллельные жизнеописания», излагающие в сопоставлении биографии выдающихся римских и греческих политических и военных деятелей. Плутарх ещё в большей степени, чем историки, подчёркивает стоящие перед ним как биографом морально-этические задачи. Младшим его современником был Светоний, автор «Жизнеописаний двенадцати Цезарей» и не полностью дошедших до нас «Биографий знаменитых риторов и грамматиков». Поскольку Светоний был секретарём императора Адриана, он мог пользоваться многими архивными материалами и мемуарами. Истории Р. были посвящены труды греческих историков 2-й половины 2 в. Аппиана (из обширного труда которого книги 13-17 излагают историю гражданских войн в Р.) и Диона Кассия - автора римской истории от древнейших времён до 229 н. э. Последним крупным историком античности считают обычно Аммиана Марцеллина (4 в. н. э.) - автора «Деяний» (сочинение, дошедшее до нас не полностью; в сохранившихся частях изложены события времени правления императора Юлиана, современником и участником которых был сам автор). Аммиан Марцеллин, видимо, вполне сознательно и даже «программно» выступал как продолжатель Тацита, строя свой труд по образцу «Анналов» и «Историй». В эпоху поздней империи возникла и получила развитие христианская историография, представленная именами Евсевия Кесарийского, Августина, Орозия и др. Литература. Древнейшие памятники римской художественной словесности (5-4 вв. до н. э.) не сохранились. По позднейшим свидетельствам, лирика в них была представлена обрядовыми песнями (молитвенными, свадебными, похоронными): эпос - «пиршественными песнями» о подвигах римских героев; драма - музыкальными представлениями, развившимися из хоровых песен (фесценнин), и фарсовыми сценками (ателланами); проза - ораторскими речами, текстами законов и летописей (анналов). Первый шаг от устной словесности к письменной литературе сделал на рубеже 4-3 вв. до н. э. консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и составивший под своим именем сборник нравственных сентенций в стихах. В 3-2 вв. до н. э. Р. подчинил себе большую часть греко-язычного Средиземноморья и подвергся мощному влиянию более развитой греческой культуры. Сначала её усвоение не затрагивало основ полисной идеологии, служа преимущественно внешнему блеску (театр); затем традиционная идеология начала переосмысляться в духе греческой философии, приобретая черты индивидуализма и духовного совершенствования (аристократический кружок Сципиона Младшего; националистическое же сопротивление эллинизации нашло выражение в деятельности оратора и историка Катона Старшего). В этот период римская литература постепенно осваивала все основные жанры греческой литературы: «первый римский поэт» грек-вольноотпущенник Ливий Андроник перевёл на латинский язык «Одиссею», греческие трагедии и комедии (середина 3 в. до н. э.); творцами национального эпоса считаются Невий («Песнь о Пунической войне», конец 3 в. до н. э.) и Энний («Летопись», начало 2 в. до н. э.); римскую комедию разрабатывали Плавт (конец 3 - начало 2 вв. до н. э.), придавший греческим образцам динамику и народный юмор, и Теренций (середина 2 в. до н. э.), особенно стремившийся к изяществу языка и психологической верности; римскую трагедию развили по греческим эталонам Пакувий (начало 2 в. до н. э.) и Акций (конец 2 в. до н. э.); специфический римский жанр сатуры - стихотворных сценок на свободные темы - создавал по эллинистическим образцам Луцилий (2-я половина 2 в. до н. э.); к концу 2 в. до н. э. появились первые произведения римской лирики. Из всех этих произведений полностью сохранились лишь комедии Плавта и Теренция, остальное - только в отрывках. В 1-й половине 1 в. до н. э. греческая культура окончательно была освоена Р. и стала основой высшего расцвета римской литературы. Новая культура вышла за пределы аристократических кружков и распространилась в средних слоях населения через посредство риторских школ и популярных философских трактатов и диалогов. Цицерон формулировал новый культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия). В обстановке общественных противоречий теряли значение жанры, рассчитанные на широкую и однородную аудиторию (эпос, драма); получили развитие красноречие как главное средство общественной борьбы, с одной стороны, и поэзия как средство ухода от общественного кризиса в личную жизнь - с другой. Центральная фигура в искусстве красноречия - Цицерон; именно он, упорядочив выразительные средства латинского языка, больше всего сделал для выработки всех оттенков латинского прозаического стиля - высокого и низкого, свободного и строгого («золотой век римской прозы»). Поэзия этого времени представлена произведениями эпикурейца Лукреция, который в дидактической поэме «О природе вещей» прославил познание мира и примирение со смертью как спасением от жизненных бурь, и Катулла, в тревожных и острых лирических стихах славившего любовь и дружбу как тот мир, который должен заменить человеку мир общественных отношений, потерявший всякую ценность. В период становления империи (2-я половина 1 в. до н. э.) Август обращал особое внимание на организацию общественного мнения, укреплявшего его власть, и привлекал к себе лучших писателей своего времени - эпика Вергилия, лирика Горация и др., объединённых так называемым «кружком Мецената». Эти писатели видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики с её доблестями; поэтому, несмотря на похвалы Августу и его политическим мероприятиям, их творчество являлось скорее завершением эпохи республики, чем началом эпохи империи. Их эстетический идеал - монументальность, гармония и ясность; поэтический язык, стиль, метрика, композиция получили у них тончайшую разработку («золотой век римской поэзии»). Самая значительная фигура этого времени - поэт Вергилий. В его идиллиях («Буколики») выразилась тоска о минувшем «золотом веке», в дидактической поэме «Георгики» он воспевает труд, возрождающий человечество, в героической поэме «Энеида» прославляет историческую миссию Р., справедливой властью умиротворяющего весь мир. Та же эволюция от раннего «неприятия» к позднейшему «приятию» действительности характерна и для Горация (от «Эподов» и «Сатир» к зрелым «Одам» и «Посланиям») и менее свойственна поэтам младшего поколения - Тибуллу и Проперцию, авторам любовных элегий. Поэзия господствовала в литературе эпохи: идеал человека, совмещающего философию и словесное искусство, для Цицерона воплощался в ораторе, для Горация («Наука поэзии») - в поэте. Проза отходит на второй план: красноречие в условиях монархии теряло значение, исторический жанр в трудах Тита Ливия сближался с эпической поэзией. В период расцвета и кризиса империи (1-3 вв. н. э.) римская культура развивалась параллельно с греческой, но уже вполне самостоятельно, соперничая с ней и развивая основы, заложенные писателями «золотого века». Распространение культуры захватывало не только Р. и Италию, но и провинции, давшие многих видных писателей этого времени. Однако общественное значение литературы в новых условиях падало, её идеологическое содержание или питалось оппозиционными настроениями (в лучших произведениях), или сводилось к официозной панегиричности. Уже последний великий поэт эпохи Августа Овидий попадает в ссылку за неугодный императору аполитизм его любовных и мифологических поэм («Наука любви», «Метаморфозы» и др.). Литература постепенно вырождалась в самодовлеющую игру стиля; по характеру этих стилистических экспериментов в этом периоде можно выделить три этапа. Первый этап (1-я половина - середина 1 в. н. э.) - господство «нового стиля», выработанного в риторских школах, сентенциозного, эффектного и броского. Он нашёл выражение в философских трактатах, дидактических письмах и предназначенных для декламации патетических трагедиях Сенеки. Лукан переносит «новый стиль» в эпос, в своей трагической поэме из римской истории «Фарсалия» как бы полемизируя с оптимизмом Вергилия; Персий Флакк переносит «новый стиль» в страстную стоическую сатиру, как бы соперничая с мягкими сатирами Горация. В стороне от господствующей манеры стоит сатирический роман в прозе и стихах Петрония «Сатирикон», эпикурейски иронический и свободный от всякого пафоса. Более демократическая струя в литературе этого времени представлена стихотворными «Баснями» Федра, рассчитанными на восприятие масс. Второй этап (конец 1 - начало 2 вв. н. э.) - это реакция на «новый стиль», господство неоклассицизма, возрождение стиля «золотого века». Ритор Квинтилиан в своём трактате «Об образовании оратора» переработал гуманистический идеал Цицерона применительно к новой общественной обстановке. Его ученик Плиний Младший в речах и письмах стремился подражать Цицерону, поэты Стаций, Силий Италик и Валерий Флакк в мифологических и исторических поэмах - Вергилию. Но это подражание ограничивалось внешними чертами, подлинное возрождение классики было уже невозможно. Более жизнеспособными оказались традиции «нового стиля» в иронических эпиграммах Марциала, в патетических сатирах Ювенала, в исторической прозе Тацита. Третий этап (2 - начало 3 вв.) - господство архаизма: бурное возрождение греческой литературы в Римской империи оттесняет латинскую литературу на второй план, многие римские писатели (Марк Аврелий, Элиан) пишут свои сочинения по-гречески, а по аналогии с греческой модой на возрождение древнего языка и стиля (так называемый аттикизм) в Р. начинают предпочитать Вергилию Энния, Цицерону - Катона. Наиболее значительный писатель этого времени - Апулей (2 в.), автор романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»), в содержании которого причудливо сочетаются бытописание, сказочность и мистический аллегоризм, а в стиле - пёстрая масса архаизмов, неологизмов, диалектизмов, вульгаризмов и пр. Социально-политическому кризису 3 в. в литературе сопутствовало почти полное бесплодие; только с 4 в. начался новый литературный подъём, но уже на иной культурной основе, подготовившей литературу средних веков. В период 4-5 вв. на первый план выдвигается христианская литература. Ограниченная ранее догматическими и полемическими сочинениями (Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, поэт Коммодиан, ритор Лактанций), теперь она усваивала литературную технику римской риторики и поэзии. Произведения большой художественной ценности - проповеди и гимны Амвросия, письма Иеронима и особенно «Исповедь» Августина, открывающая для литературы психологическую глубину, не доступную античности. Отступили на второй план авторы, продолжавшие языческие литературные традиции, - Авсоний, поэт малых жанров, пытавшийся возродить мифологический и исторический эпос, историк Аммиан Марцеллин и др. Литература постепенно замыкалась в пределах отдельных провинций, а затем - отдельных варварских королевств: Галлия дала стихотворца Рутилия Намациана (4-5 вв.), Италия - поэта и философа Боэция (6 в.), Африка - поэтов так называемой «латинской антологии» (6 в.); к концу 6 в. традиции античных литературных форм и античного культурного наследия быстро слабеют и сходят на нет. Наступает полоса так называемых «тёмных веков» - первый этап латинской литературы средних веков. Театр. Возникновение театрального искусства в Р. связано с празднествами сбора урожая, участники которых исполняли шуточные, грубоватые песни в форме диалога - фесценнины. Дальнейшим развитием этих зачатков драматического действия стали сатуры - бытовые комические сценки, включавшие диалог, пение, музыку и танцы. Вероятно, около 300 до н. э. появилась народная импровизационная комедия - ателлана, отличительной особенностью которой было наличие 4 постоянных персонажей-масок. Ателланы разыгрывались вначале молодыми римскими гражданами и лишь позднее - актёрами-профессионалами. С конца 3 в. до н. э. получил распространение другой вид народных представлений - мим. Новый период в истории римского театра связан с постановкой греком-вольноотпущенником Ливием Андроником первой драмы (240 до н. э.), в основе которой греческий оригинал. В Р. начали ставиться трагедии и комедии, сочинявшиеся по греческим образцам. Драматург Гней Невий создал претексту - жанр трагедии на сюжет из древнеримской истории. Большим успехом у зрителей пользовалась паллиата - комедия, представлявшая собой переработку новой аттической комедии. Выдающимися авторами паллиаты были Гней Невий, Цецилий Стаций и особенно Плавт и Теренций. Во 2 - начале 1 вв. до н. э. на смену паллиате пришла тогата, в которой изображалась жизнь римских граждан, преимущественно из низших слоёв населения. В начале 1 в. до н. э. тогата уступила место литературно обработанной ателлане, которая, в свою очередь, в середине 1 в. до н. э. была оттеснена литературно обработанным мимом. Театральные представления в Р. устраивались во время ежегодных государственных праздников: на Римских (сентябрь), Плебейских (ноябрь) и Аполлоновых (июль) играх, Мегалесиях (апрель), Флоралиях (апрель - май). Спектакли давались также в связи с триумфальными и погребальными играми, при выборе высших должностных лиц и др. Первоначально представления происходили возле храма божества, в честь которого устраивались игры. Постоянных театральных зданий не было. Первый каменный театр сооружен Помпеем в 55-52 до н. э. В конце 1 в. до н. э. были построены ещё 2 каменных театра - Марцелла и Бальба. Подробное описание здания римского театра в сравнении его с греческим дал римский архитектор и инженер Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре». Римские актёры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и занимали низкое общественное положение. Они объединялись в труппы во главе с хозяином, который по договорённости с магистратом организовывал представления, распределял денежные вознаграждение и сам нередко исполнял главные роли. В 3-2 вв. до н. э. актёры играли, как правило, без маски, которая вошла в употребление около 1 в. до н. э.; это позднее проникновение маски на римскую сцену благоприятствовало развитию актёрского искусства. Женские роли исполнялись мужчинами. К последнему веку республики особенно выдвинулись актёр-трагик Эзоп и комический актёр Росций. В эпоху империи представления устраивались чаще, однако они стали носить главным образом развлекательный, зрелищный характер; на сценической площадке появлялись отряды конницы, пехоты, в действие включались шествия пленных, выступления редких диких зверей и т.п. В 1-2 вв. н. э. в исполнении трагедии на первый план выдвигалось вокальное мастерство актёра. Популярностью пользовалась литературно обработанная ателлана, в которой порой содержались острые намёки на политические события. Особенно большой успех имели пантомим - сольный драматический танец (обычно на мифологический сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора, и пирриха, исполнявшаяся ансамблем танцовщиков и танцовщиц; главное внимание при этом уделялось роскошным декорациям и разнообразным сценическим эффектам. По-прежнему огромный успех имел мим, вытеснивший ко времени поздней империи все другие виды представлений, кроме танцевальных. Из маленькой бытовой сценки он превратился в большую пьесу (строилась в основном на импровизации), блестящее феерическое зрелище с занимательным и нередко запутанным сюжетом, со значительным числом действующих лиц. Ещё большей популярностью пользовались цирковые представления и бои гладиаторов, устраивавшиеся в Колизее и других амфитеатрах. В цирках и амфитеатрах показывались также сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты. Иногда такие зрелища входили составной частью в мим или пантомимические представления. Устраивались инсценировки морских сражений, так называемые навмахии. Упадок художественной драмы, пристрастие к кровавым зрелищам, тяжёлые правовые условия жизни актёров свидетельствовали о деградации театральной культуры эпохи империи. Римский театр и прежде всего драматургия сыграли большую роль в развитии мирового театра. Выдающиеся драматурги, начиная с эпохи Возрождения, постоянно обращались к римской драме, воспринимая через неё гуманистические традиции античной культуры. Большое влияние театр Р. оказал также на театральную архитектуру. Музыка. В музыке Р., развивавшейся под воздействием эллинистической культуры, сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, зачастую сопровождавшиеся игрой на тибии (лат. название авлоса). Существенный пласт древнеримской музыкальной культуры представляли напевы салиев и арвальских братьев (римские коллегии жрецов). На празднествах салиев исполнялся своего рода военный танец-игра. Празднества арвальских братьев посвящались урожаю; сохранились молитвы, знаменитый гимн братьев. Музыкальная жизнь Р., особенно периода империи, отличалась пестротой, в столицу стекались исполнители из многих стран (греческие кифареды, сирийские и вавилонские инструментальные виртуозы, александрийские певцы, андалусские танцовщицы). Поэзия и музыка были тесно связаны. Поэтические произведения, в том числе оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия, пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. В римскую драму вводились музыкальные номера речитативного характера, исполнявшиеся под аккомпанемент тибии. Для исполнения классической (т. е. греч.) музыки, наряду с кифарой и авлосом, применялись инструменты типа арфы: псалтериум, тригонон (треугольная арфа), самбика, реже - разновидности щипковой лиры (барбитос, пектис, магадис). На празднествах в честь бога Вакха - вакханалиях - звучали кимвалы и другие ударно-шумовые инструменты. Римская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы - гидравлосы. Существенную роль в развитии древнеримской инструментальной музыки принадлежит театральному жанру пантомимы - своего рода «пантомимической сюите», исполнявшейся танцором-солистом под пение хора (греческие тексты) и аккомпанемент оркестра. При военных легионах существовали огромные духовые оркестры, включавшие букцины (изогнутые рога), тубы (прямые трубы) и другие металлические инструменты. В цирках и театрах Римской империи выступали огромные хоровые ансамбли, часто с пышным инструментальным сопровождением (Сенека отмечал, что иногда в театре было больше исполнителей, чем зрителей). В концу 1 в. н. э. император Домициан основал «капитолийские состязания», в которых, наряду с поэтами, участвовали певцы и музыканты. Большой успех имели публичные концерты виртуозов (преимущественно иноземных - греческих, египетских). Известностью пользовались певец Тигеллий (при дворе Августа), актёр-певец Апеллес (любимец Калигулы), кифаред Месомед Критский (при Адриане; сохранились 3 гимна Месомеда) и др. Император Нерон ввёл так называемое «греческое состязание», где выступал сам как поэт, певец и кифаред. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки, танца была особенно почётна и популярна. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Искусство Р. представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни; поэтому в Р. ведущее место заняли архитектура, инженерные поиски, отличающийся интересом к конкретной личности скульптурный портрет, исторический рельеф, обстоятельно повествующий о деяниях граждан и правителей. Реальный элемент преобладает в древнеримском искусстве над вымыслом, а повествовательное начало - над философским обобщением. Кроме того, в Р. совершилось чёткое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии в завоёванных областях. Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологические функции с организацией общественного быта; в римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, позволявшая зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки. Распространяя свой стиль в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли художественные принципы других народов: в ранний период - этрусков и греков, позднее - народов эллинистического Востока и покорённых «варваров». Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, в результате чего рождались синкретические художественные явления (см. в статьях Египет Древний, Сирия, Парфянское царство, Кельты). В древнейший период искусство Р. развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа (Вилланова культуры и др.). В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры (8-4 вв. до н. э.) римское зодчество испытывало основополагающее влияние этрусского, у которого оно заимствовало высокую строительную технику и исходные типы ряда сооружений. Этрусские черты древнейших храмов (храм Юпитера Капитолийского в г. Риме, освящен в 509 до н. э.; сохранились незначительные фрагменты): трёхчастная целла, подий, акцентировка главного фасада портиком и лестницей - впоследствии стали характерными особенностями римской культовой архитектуры. Тесно связаны с искусством этрусков и наиболее ранние образцы древнеримской живописи, а также декоративно-прикладного искусства. В период Пунических войн и поздней республики (3 в. - первые 3 четверти 1 в. до н. э.) в искусстве преобладали черты практицизма и рациональности, однако специфически римская строгость стиля порой сочеталась с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южной Италии) и захваченных римлянами восточно-греческих городов. Для архитектуры этого времени характерны широкие градостроительные мероприятия, прямоугольные, повторяющие разбивку военного лагеря планировочные схемы, в основе которых лежат 2 главные магистрали - «кардо» (с севера на юг) и «декуманус» (с востока на запад). По мере формирования композиции форума складывались важнейшие принципы планировочного решения древнеримских комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок. В жилой архитектуре развивался тип атриумного дома (см. Атрий), центром композиции которого во 2 в. до н. э. стал сад перистиля, свидетельствующий о тяге к природе, необычайно возросшей с урбанизацией античного общества. Тенденции к синтезу планировочных решений с природой нашли выражение в загородных виллах, нередко живописно расположенных на склонах холмов. Великолепию аристократических жилищ противостоит рядовая застройка городских кварталов инсулами. Со 2 в. до н. э. применение бетона не только упростило и удешевило кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечило гибкость и многообразие их формы, создало возможности для возведения построек, включавших большие крытые помещения. На протяжении 2 - 1-й половины 1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских сооружений: базилики, термы, различные зрелищные сооружения (где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях, прорезанных галереями и лестницами), величественные инженерные постройки (арочные мосты, водопроводы, склады). В изобразительном искусстве 3-1 вв. до н. э. широко распространились портретные статуи и бюсты, генетически связанные с этрусской пластикой и отличавшиеся подчёркнутой конструктивностью и суровостью образного строя; наряду с официальной портретной скульптурой, украшавшей города, создавались портреты по частному заказу, устанавливавшиеся в домах или на гробницах. В период республики появились также исторические рельефы, где граничившее с обыденностью бытовое правдоподобие обстановки сочеталось с мифологическими элементами. В позднереспубликанской скульптуре развивалось эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Важной областью художественной культуры этой эпохи была монументально-декоративная живопись; если для так называемого первого, или «инкрустационного», стиля (2-я половина 2 - начало 1 вв. до н. э.) характерна имитация кладки стены, то во втором, или «архитектурно-перспективном», стиле (80-30-е гг. до н. э.) центр стены превратился в перспективно написанную эдикулу, обрамлявшую пейзаж, жанровую или мифологическую сцену. Развивалось также искусство мозаики (многоцветные композиции из кубических частичек цветных камней, украшавшие полы) и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней). Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи (20-е гг. 1 в. до н. э. - 2 в. н. э.). Отличительные особенности построек этого времени - монументальная пластичность могучих масс, доминирующая роль арки и производных от неё форм (свод, купол), огромные, динамически соподчинённые пространства интерьеров или открытых помещений, быстро совершенствовавшаяся облицовка бетонных стен камнем и кирпичом со всё более обильными вкраплениями мрамора, широкое применение живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность. Архитектура всё чаще становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества империи, что заметно уже в постройках времени Августа в г. Риме (форум Августа, концу 1 в. до н. э. - начало 1 в. н. э.). Главенствующим типом архитектурного памятного монумента является арка триумфальная, а надгробия, в республиканскую эпоху скромные по масштабам, превращаются в крупные, подчас и грандиозные сооружения. К середине 1 в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурных композиций [дворцы: Нерона (так называемый Золотой дом, 64-69; не сохранился), Флавиев на Палатине (92) - оба в г. Риме]. При Флавиях строится также крупнейший из древнеримских амфитеатров - Колизей, при Траяне - наиболее развитый и сложный из форумов г. Рима (111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане - грандиознейшее купольное сооружение древнего мира - Пантеон. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом в сторону изысканной усложнённости образа, отчасти связанный с влиянием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135). В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции и отчасти сглаживались индивидуальные особенности портретируемых, которые любили подчёркивать мастера республиканской эпохи. Вместе с тем в произведения вводятся светотеневые контрасты, элементы движения, рафинированной пластической разработки (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг. 1 в.). Если время Траяна ознаменовалось возвратом к героически суровому стилю республики, то в период правления Адриана и Антонинов активизировались поиски эмоциональной экспрессивности и психологической глубины образа. Исторические рельефы императорского Р. первоначально были отмечены размеренностью композиционных ритмов и сдержанностью пластического языка (рельефы алтаря Мира в г. Риме, мрамор, 13-9 до н. э.); черты живописности, напряжённой динамики, усиливавшиеся в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита и г. Рима, мрамор, 81), особенно характерны для периода Траяна, когда складывался тип батального рельефа (скульптурное убранство колонны Траяна в г. Риме, мрамор, 111-114). Воздействие греко-эллинистических традиций достигло апогея в период Адриана, когда школы копиистов древнегреческой пластики развили особенно интенсивную деятельность. В декоративной живописи до 63 преобладал так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл четвёртый стиль, или стиль «фантастической архитектуры» (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции). Многоплановость построений, сложность архитектурных и пейзажных фонов характерны и для мозаик, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со 2 в. распространилась также черно-белая каменная мозаика. В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи особенно выделялись произведения торевтики, «краснолаковая» керамика с рельефным декором, изделия из стекла (в том числе расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), геммы, где живописно сопоставлялись чередующиеся слои полудрагоценных камней. В период упадка империи (3-4 вв.) в древнеримском искусстве проявились черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, любовь к пышным эффектам, роскошь отделки и беспокойная пластика стен. Строительная деятельность развернулась главным образом в провинциях, где возводились новые форумы, гигантские храмовые комплексы (например, в Баальбеке). Традиции древнеримской архитектуры органически развивались в постройках г. Рима [термы Каракаллы (206-217) и Диоклетиана (306), базилика Максенция (около 315)] и некоторых провинциальных сооружениях (дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия), около 300). В позднеримском скульптурном портрете утрачивается интерес к достоверной передаче телесного облика человека: внешние черты трактуются всё более суммарно, а в конце 3-4 вв. застылое лицо резко контрастирует с подчёркнуто патетическим взглядом широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре (в том числе и в историческом рельефе) порою свидетельствуют об усилившемся влиянии искусства восточных провинций. Среди художественных изделий 3-4 вв. выделяются портретные миниатюры на золотой фольге, помещенные между двумя слоями стекла, мраморные саркофаги с сюжетными рельефами, в которых с 3 в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомо, стиль которых на протяжении 2-4 вв. эволюционировал в сторону всё большей плоскостности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряжённой духовной экспрессии, предвосхищали художественную культуру европейского средневековья. Лит.: Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Кун Н. А., Предшественники христианства. (Восточные культуры в Римской империи), М., 1922; Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Буассье Г., Римская религия от времён Августа до Антонинов. пер. с франц., М., [1914]; Latte К., Römische Religionsgeschichte, Münch., 1960; Wissowa G., Religion und Kultus der Römer, 2 Aufl., Münch., 1912. Clarke М. L., The Roman mind, studies in the history of thought from Cicero to Marcus Aurelius, Camb., 1956; Klingner F., Römische Geisteswelt, 3 Aufl., Münch., 1956; Heinze R., Vom Geist des Römertums, 3 Aufl., Darmstadt, 1960; Kroll W., Die Kultur der ciceronischen Zeit, Bd 1-2, Lpz., 1963; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, пер. под ред. А. П. Юшкевича, М. - Л., 1936; Taton R., Histoire générale des sciences, t. 1, P., 1970: Brunet P., Mieli A., Histoire des sciences, t. 1 Antiquité, P., 1935; StahI W. Н., Roman science. Origins, development, and influence to the Later middle ages, Madison, 1962.
Брунс К. Г., Ленель О., Внешняя история римского права, пер. с нем., М., 1904; Боголепов Н., Учебник истории римского права, 3 изд., М., 1907; Кипп Т., История источников римского права, СПБ, 1908; Зом Р., Институции. Учебник истории и системы римского гражданского права, в. [1]-2, СПБ, 1908; Синайский В. И., История источников римского права, Варшава, 1911; Хвостов В. М., История римского права, 7 изд., [М.], 1919; Перетерский И. С., Всеобщая история государства и права, ч. 1, в. 2 - Древний Рим, М., 1945.
Модестов В. И., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888; Нагуевский Д., История римской литературы, т. 1-2, Казань, 1911-15; История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1-2, М., 1959-62; Тройский И. М., История античной литераторы, 3 изд., Л., 1957; Schanz М., Krüger G., Geschichte der römischen Literatur, 4 Aufl., Bd 1-2, Münch., 1927-35; Bd 3, 3 Aufl., Münch., 1922; Bd 4, Hälfte 1-2, Münch., 1914-20; Teuffel W. S., Geschichte der römischen Literatur, neu bearb. von W. Kroll und F. Skutsch, Bd 1-3, Lpz. - B., 1913-20; Bickel E., Lehrbuch der Geschichte der römischen Literatur, Hdlb., 1937; Norden E., Römische Literatur, 6 Aufl., Lpz., 1961; Rostagni A., Storia della letteratura latina, 3 ed., v. 1-3, Torino, 1964. Кобылина М., Искусство Древнего Рима, М. - Л., 1939; Вощинина А. И., Очерк истории древнеримского искусства, Л., 1947; Римская живопись. [Альбом. Сост. и авт. вступ. ст. А. Чубова, Л., 1966]; Соколов Г., Искусство Древнего Рима, М., 1971; Всеобщая история архитектуры, [2 изд.], т. 2, М., 1973; Koch Н., Romische Kunst, 2 Aufl., Weimar, 1949; Charles-Picard G., L"art romain, P., 1962; Kaschnitz von Weinberg G., Römische Kunst, [Bd] 1-4, [Hamb.], 1961-63; KrausTh., Dasrömische Weltreich, B., 1967.
Е. М. Штаерман (Религия и мифология), А. Ф. Лосев (философия), П. Д. Рожанский (Естественнонаучные взгляды), Д. А. Жидков (Юридическая наука), С. Л. Утченко (Историческая наука), М. Л. Гаспаров (Литература), Г. И. Соколов (Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Начало изучению древнеримской культуры, так же как и древнегреческой (см. Греция Древняя, раздел Изучение древнегреческой культуры), было положено ещё в античности греческими и римскими историками и филологами. С падением Западной Римской империи интерес к древнеримской культуре уменьшился, но не исчез. В монастырях Европы (в то время средоточиях учёности) хранились латинские и греческие тексты, использовавшиеся в учебных целях. В средневековых хрониках рассматривалась история Р. Испанский учёный 7 в. Исидор Севильский создал ряд трудов по римскому быту и латинскому языку. Новое пробуждение интереса к древнеримской культуре относится к эпохе Возрождения, начавшейся как «возрождение» именно античных древностей. Разыскивались, собирались и издавались античные рукописи, изучались надписи на древнеримских архитектурных сооружениях, началось составление коллекций статуй, ваз и других антиков. С 15 в. получила развитие гуманистическая историография, в которой выделились два направления: так называемое антикварное, рассматривавшее древнеримскую культуру (быт, искусство, религию, право - «римские древности») как единое целое (его основатель итальянский гуманист Флавио Бьондо, продолжатели Лет Помпоний, 15 в., и К. Сигоний, 16 в.), и политико-риторическое, ставившее целью извлечение из истории Р. политических уроков (Н. Макиавелли и др.). Итальянский гуманист Лоренцо Валла, поставив под сомнение достоверность некоторых сведений римского историка Тита Ливия, заложил основы критики исторических источников. В 16-17 вв. создавались основы вспомогательных дисциплин: разрабатывались проблемы хронологии (французский учёный Ж. Скалигер), нумизматики (труд французского гуманиста Г. Бюде о римской монетной системе), эпиграфики (Ж. Скалигер), источниковедения (исследования и издания древних авторов нидерландскими гуманистами Эразмом Роттердамским, Ю. Липсиусом, французскими учёными Ю. и Ж. Скалигерами), создавались словари латинского языка (немецкий гуманист И. Рейхлин и др.). В конце 17 в. появился труд по истории Римской империи (в 6 тт.) французского аббата Л. де Тиллемона, изложившего все доступные ему данные римских и греческих авторов. Продолжая критическую линию Лоренцо Валлы, некоторые учёные 18 в. подвергли критике римскую историческую традицию (французы С. Бошар, Луи де Бофор, голландец Я. Перизоний). В эпоху Просвещения с её антиабсолютистскими и антиклерикальными тенденциями особенно усилился интерес к проблемам исторической закономерности развития древнеримской государственности (итальянский философ Дж. Вико, французский просветитель Ш. Монтескье). Особое внимание привлекают поздний период истории Р., выяснялись причины гибели Римской империи. Вольтер объяснял гибель Р. религиозными раздорами; английский историк Э. Гиббон в «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776-88), осуждая христианство за сопротивление государству и идеи, убившие патриотизм и гражданственность, выделял также и другие причины: произвол и деспотизм императоров, финансовый гнёт, падение военной дисциплины. В трудах представителей немецкого «неогуманистического» направления (И. Винкельман, И. Гердер и др.) древнеримская культура рассматривалась наряду с греческой, но предпочтение отдавалось последней. В 18 в. были достигнуты значительные успехи в области филологической критики древних текстов и установления подлинности литературных памятников (английский филолог Р. Бентли и др.). Римская культура привлекла внимание русских просветителей 18 в. А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, сделавших произведения римских историков, философов и поэтов достоянием русской публики. Свойственный работам С. Бошара, Луи де Бофора и других учёных 17-18 вв. скептицизм в оценке достоверности древнейшей римской истории встретил в начале 19 в. отпор со стороны немецкого историка Б. Г. Нибура, стремившегося с помощью сравнительно-исторического метода реконструировать раннюю историю Р. Создавший так называемое критическое направление в историографии, Нибур считал источником преданий о римской старине утраченные народные песни; ему принадлежит гипотеза о происхождении плебса из насильственно переселенных в Р. латинов. Работы Нибура дали толчок дискуссии о раннем периоде римской истории (немецкий учёный А. Швеглер, английский - Дж. Льюис и др.). Взгляды Нибура оказали влияние на развитие римской историографии в России (Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев). Русский учёный Д. Л. Крюков, показав различие патрицианской и плебейской религий, поддержал взгляд Нибура на различие в происхождении патрициев и плебеев. Во 2-й половине 18 - 1-й половине 19 вв. интенсивно накапливался археологический материал. Начались систематические раскопки Геркуланума, Помпей и других древних городов Италии, а также археологические исследования памятников римского времени во Франции, Германии, Великобритании, Северной Африке. Накопление археологического и эпиграфического материала расширяло источниковедческую базу изучения Р. и вызвало необходимость в более детальной специализации. Примерно с середины 19 в. изучение различных сторон древнеримской культуры удобнее рассматривать отдельно. Изучение истории. Успехи в изучении древнеримской истории во 2-й половины 19 в. связаны с археологическими открытиями (см. ниже, в разделе Изучение искусства) и с дальнейшим развитием эпиграфики (издание корпуса латинских надписей и др.), нумизматики, хронологии и других вспомогательных дисциплин. В изучении и издании римских источников особенно важную роль сыграл немецкий учёный Т. Моммзен. В его трудах получили освещение все стороны жизни и быта римлян, хотя главное внимание отводилось политической истории, а также истории римского государственного и уголовного права. Переворот в науке об обществе, произведённый трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, введение в научный оборот новых материалов по истории и быту римлян не могли не сказаться на развитии историографии Р. Отрицая марксизм и его учение об общественно-экономических формациях и о решающей роли классовой борьбы, буржуазные историки вынуждены были всё же отнестись с большим вниманием к изучению проблем экономики и социальных отношений. Возникло направление, занимавшееся главным образом изучением социально-экономических проблем античности (труды немецких учёных Э. Мейера, К. Ю. Белоха, Р. Пёльмана, французского А. Баллона и др.). Однако в развитии этого направления сразу же наметились отрицательные тенденции: модернизация древней истории (уже в работах Моммзена, Мейера, затем Пёльмана, М. И. Ростовцева, итальянского историка Г. Ферреро и др.) и гиперкритицизм (итальянские учёные Э. Пайс, Г. де Санктис, немецкий - Белох и др.). Против модернизаторских тенденций выступил французский историк Фюстель де Куланж. Его ученики и последователи К. Жюллиан и С. Гзелль заложили основы изучения римских провинций Галлии и Африки. В России во 2-й половине 19 и начале 20 вв. сложилась школа изучения древнеримской истории. В. И. Модестов, обобщив и проанализировав результаты итальянских раскопок, изложил на их основании историю древнейшей Италии. Истории древнейшего Р. посвятили свои работы Ю. А. Кулаковский и И. В. Нетушил. На рубеже 19 и 20 вв. всё более заметен интерес русских учёных к социально-экономической истории Р., в том числе к актуальной для России проблеме аграрных отношений (исследования по истории римского землевладения принадлежат П. М. Леонтьеву, П. И. Синайскому, Г. М. Пригоровскому, М. И. Ростовцеву); социальная история Р. в более широком плане нашла освещение в трудах Д. М. Петрушевского, Р. Ю. Виппера. Историческое значение Римской империи в историографическом плане рассмотрено М. П. Драгомановым. Истории римских провинций посвящены исследования С. В. Ешевского и С. А. Жебелева. Западная наука новейшего времени изучает как отдельные периоды и аспекты древнеримской истории, так и всю историю Р. в целом (многотомная история Р. итальянского историка Л. Парети). Получило дальнейшее развитие изучение политической и социально-экономической истории Р.: античного рабства [У. Уэстерман (США), И. Фогт (ФРГ), М. Капоцца (Италия) и др.], итальянские общины [П. де Франчиши, Э. Серени (Италия) и др.], раннего Р. и этрусков (итальянские учёные М. Паллоттино, Р. Парибени и др., французские - Р. Блок, Ж. Эргон, шведские - Э. Ерстед и др.), а также других проблем политической и социально-экономической истории [итальянские учёные Э. Альбертини, С. Мадзарино, французский - А. Пиганьоль, английский - Р. Сайм, американский - Ф. Уолбанк, немецкий (ФРГ) - Ф. Альтхейм и др.]. История Р., получила также освещение в многотомных коллективных трудах типа «Кембриджской древней истории» (1 изд., т. 1-12, 1923-1939), в монументальном справочном издании Паули-Виссовы (1 изд. 1839-52, новое - с 1893). В СССР исследование истории Р. с самого начала было направлено на изучение социально-экономических проблем. Опираясь на марксистское учение об общественно-экономических формациях, советские учёные подвергли критическому пересмотру уже выработанные представления о древнеримской истории. Созданы общие курсы по истории Р. (В. С. Сергеев, С. И. Ковалев, Н. А. Машкин), изучается идеологическая борьба в древнеримском обществе (П. Ф. Преображенский, С. Л. Утченко), рассматриваются проблемы классовой борьбы (А. В. Мишулин и др.). В центре внимания советских историков находятся проблемы социально-экономического развития и аграрных отношений (Е. М. Штаерман, М. А. Сергеенко, В. И. Кузищин и др.), возникновения государства (В. Н. Дьяков, Ф. М. Нечай, А. И. Немировский, Л. А. Ельницкий, И. Л. Маяк и др.), кризиса и падения Римской республики (Машкин, Утченко), социальной борьбы в Р. (Штаерман, А. Г. Бокщанин и др.). История провинций нашла отражение в трудах Мишулина, А. Б. Рановича, О. В. Кудрявцева, Е. С. Голубцовой и др., войны Р. с Парфией явились предметом исследования Бокщанина. Проблемы истории раннего христианства освещены Р. Ю. Виппером, Рановичем. Экономические, социальные, идеологические факторы перехода от рабовладельческой формации к феодальной рассмотрены в работах Штаерман, А. Р. Корсунского и др. Значительные успехи в изучении римской истории достигнуты в других социалистических странах; в круг интересов историков этих стран входят история римских провинций (болгарский учёный Х. Данов, румынский - Э. Кондураки, венгерский - А. Мочи и Л. Баркочи, и др.), социальная борьба в Р. [Э. Маротти (Венгрия), Р. Гюнтер (ГДР), П. Олива (Чехословакия)], идейные течения [К. Куманецкий (Польша)] и другие проблемы. Изучение литературы. До 19 в. римская литература была для европейской культуры не столько предметом исторического исследования, сколько образцом для подражания. Начиная с эпохи предромантизма и романтизма основное внимание филологов переносится на греческую культуру как исток всей европейской культурной традиции; римская литература стала представляться лишь досадной передаточной инстанцией, искажавшей дух греческого гения. Изучение литературы шло по двум путям: выверка текста и подготовка научных изданий (немецкие филологи Ф. Ричль, О. Ян, Ф. Бюхелер и их ученики) и создание вводных историко-литературных справочников, богатых материалом, но мало осмыслявших его (немецкие учёные М. Шанц, В. Тёйфель). В России 19 в. изучением римской литературы занимались такие крупные учёные, как И. В. Помяловский, Н. М. Благовещенский, В. И. Модестов (автор первого русского курса истории римской литературы, 1873-88). В 20 в. отношение к римской литературе изменилось: за ней вновь стала признаваться самостоятельная ценность, иная, но не меньшая, чем у греческой литературы. Культурная ситуация 20 в. заставляла искать себе древнеисторические аналогии не в дробном полисном мире, как это делалось в 19 в., а в мире больших держав эллинистической и прежде всего римской эпохи. Характерна эволюция отношения к Вергилию: в 18 в. его чтили выше Гомера, в 19 в. принижали как бессильного подражателя, в 20 в. вновь оценили как великого поэта. Этому пересмотру содействовала, во-первых, разработка методов анализа не на уровне лексики и метрики, а на уровне топики и жанров (немецкие учёные-классики Э. Норден, В. Кролль и др.), во-вторых, стремление отделить римские «наслоения» от греческих оригиналов и показать, что они складываются в связную систему и представляют самостоятельный интерес (А. Ростаньи и другие итальянские учёные), в-третьих, развитие техники интерпретации текста, показавшей, что даже очень сходные греческие и римские тексты часто выражают совсем разную картину мироощущения, «модели мира» (представители немецкой классической филологии Ф. Клингер, К. Бюхнер и др.). Работа по уяснению специфики римской литературы на фоне античной и мировой культуры в целом и является основным делом современной филологии. Изучение искусства. Интерес к древнеримскому искусству усилился в 19 в., когда углублённое изучение древнеримских памятников не только помогло составить более ясное представление об общей эволюции античного искусства, но и создало предпосылки для истолкования своеобразия собственно древнеримской художественной культуры. Этому способствовали создание в Риме многочисленных археологических центров [среди которых ведущую роль в 19 в. играло Немецкое археологическое общество (с 1843)] и раскопки, первоначально проходившие главным образом под руководством английских, французских и немецких учёных. Знания о ранних стадиях художественной жизни Апеннинского полуострова необычайно расширились в результате открытия украшенных росписями этрусских гробниц в Корнето, Кыоси, Черветери и других местах (1820-30-е гг.) и остатков Вилланова культуры. Со 2-й четверти 19 в. интенсифицировалось исследование ранне-христианских катакомб. После объединения Италии в 1861 особенно оживилась деятельность итальянских археологов. Дж. Фьорелли провёл новаторские в методологическом отношении раскопки Помпей, а в г. Риме изучение форумов и Палатинского холма приняло строго систематический характер (П. Роза и др.), что позволило составить подробнейшие топографические и архитектуроведческие описания древнего города (итальянец Р. Ланчани, француз А. Жордан, немец Х. Хюльзен). Пристальное внимание привлекли провинции Римской империи (например, французы обследовали Тимгад в Алжире, а немцы и австрийцы - памятники Далмации). Полевые работы сочетались с научной каталогизацией старых собраний, для которой основополагающее значение имели труды итальянца Э. К. Висконти и немца Э. Герхарда. На основе археологических поисков, а также критико-филологической интерпретации сведений древних авторов (Плиния Старшего и др.] возникли обобщающие монографии немецких учёных Ф. Г. Велькера, К. Мюллера, О. Яна, в которых преобладал интерес к проблемам иконографических традиций (так называемой художественной мифологии). Органичное слияние стилистического и иконографического анализа характерно для появившихся в последней трети 19 - начале 20 вв. трудов немецких учёных Г. фон Брунна, Л. Курциуса, А. Маца, Г. Роденвальдта, А. Фуртвенглера, французского исследователя С. Рейнака, а также австрийского искусствоведа А. Ригля, осветившего стилистическое своеобразие позднеримского декоративно-прикладного искусства. Поиски исследователей 19 в. в области античного искусства как бы подытоживались трудом по античному портрету, написанным немцем А. Хеклером, и руководством по древне-римской археологии, созданным французами Р. Канья и В. Шапо (1-я четверть 20 в.). К важнейшим открытиям в области древне-римской археологии, сделанным во 2-й и 3-й четверти 20 в., принадлежат раскопки этрусского города Пирги (итальянский археолог М. Палюттино), находки на виллах Адриана в Тиволи и Анцио, а также на вилле близ дер. Пьяцца-Армерина (Сицилия), расширившие знания о мастерстве римских копиистов греческой скульптуры и собственно древнеримских памятниках (мозаиках и т.д.). Велись интенсивные раскопки в Помпеях, Геркулануме (постоянно сопровождаемые максимально достоверной реконструкцией бытовой среды в целом) и в близлежащих Стабиях. В г. Риме, где особенно подробно обследовался форум Цезаря, был также вскрыт обширный участок некрополя 2-3 вв. (под собором свыше Петра), содержащий многочисленные саркофаги. Богатейшие данные о древнеримском городском строительстве дали раскопки Остии. Тщательно изучались провинциальные древнеримские художественные центры в Малой Азии (Памфилия, Перга, Сида, Эфес и др.) и на Балканах [в том числе в Аполлонии Иллирийской (Албания), где работала группа советских учёных под руководством В. Д. Блаватского]. Произведения, обнаруженные в Маринго (Ломбардия) и Штробинге (Бавария), значительно обогатили сведения о древнеримском торевтике, а многочисленные материалы, открытые в Северной Африке, Испании, Франции, ФРГ, Великобритании и Португалии, позволили составить более чёткое представление о тенденциях позднеримской архитектуры, декоративной скульптуры и монументальной живописи. К середине 20 в. учёные чаще всего обращаются к исследованиям отдельных разновидностей древнеримской художественной культуры. Занимаясь архитектурой, искусствоведы изучают её образное и конструктивно-техническое новаторство (итальянский учёный Дж. Лульи, американские учёные М. Блейк, У. Макдональд). символику (американский учёный Э. Б. Смит): внимание исследователей сосредоточивается также на живописи (голландский ученый Х. Г. Бейен), специфических вопросах иконографии (американский учёный О. И. Брендель) и прежде всего на проблемах древнеримского скульптурного портрета [немецкие учёные М. Вегнер, О. Весберг, Р. Вест, Б. Швейцер (ФРГ), датский учёный Ф. Поульсен, шведский исследователь Х. П. Л"Оранге]; широко изучается искусство римских провинций [французские учёные М. Побе и Ж. Рубье, швейцарский Ф. Штамм, немецкий Х. Шоппа (ФРГ), бельгийский А. Брене]. В 1950-60-е гг. возникают и сводные труды [итальянский учёный Р. Бьянки-Бандинелли, немецкий Т. Краус (ФРГ)], среди которых выделяется итальянская 7-томная «Энциклопедия древнего классического и восточного искусства» (1958-66), где древнеримские памятники занимают значительное место. В круг первостепенных интересов современного искусствознания входят вопросы влияния древнеримского искусства на искусство средневековой Европы (американский учёный Р. Свифт и др.), взаимосвязи древнегреческой, этрусской и древнеримской художественных культур, проблемы выявления новаторских черт, внесённых древнеримскими мастерами в античную традицию.
Если в русской науке древнеримское искусство первоначально рассматривалось преимущественно в исследованиях, посвященных античной культуре в целом (Ф. Ф. Зелинский, Н. П. Кондаков, А. В. Прахов), то с 1910-х гг. появляется всё больше специальных трудов о древнеримских древностях (тенденция, получившая особое развитие в советскую эпоху), например, о портрете (О. Ф. Вальдгауер, Н. Э. Гаршина, Б. В. Фармаковский), пейзаже (М. И. Ростовцев), зодчестве (В. Д. Блаватский, Н. И. Врунов). В 60-70-е гг. публикуются памятники, хранящиеся в музеях СССР, а также ведётся работа над обобщающими трудами, охватывающими древнеримское искусство в целом (монографии и отдельные статьи Н. Н. Бритовой, А. И. Вощининой, А. П. Ивановой, С. А. Кауфман, М. М. Кобылиной, В. Ф. Маркузона, О. Я. Неверова, Н. А. Сидоровой, А. П. Чубовой).
Лит.: Дилигенский Г. Г., Утченко С. Л., Советская историография античности за 40 лет, «Вопросы истории», 1958, № 1; Фролов Э. Д., Русская историография античности (до сер. XIX в.), Л., 1967; Sandys J. E., A history of classical scholarship, v. 1-3, Camb., 1903-08; Сидорова Н. А., Новые открытия в области античного искусства, [М., 1965], с. 150-203; Brendel О. J., Prolegomena to a book on roman art, «Memoirs of the American school in Rome», 1953, v. 21, p. 9-73.
Статья про "Рим Древний" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 925 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||