Роман (литерат.)

Определение "Роман (литерат.)" в Большой Советской Энциклопедии


Роман (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра - национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе. Сначала Роман (литерат.) называли повествовательные произведения, созданные на каком-либо романском языке, в отличие от других, написанных на латыни - литературном языке средневековья. Позднее, когда появились английский и немецкий Роман (литерат.), старое значение термина забылось, и он получил современное значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии Роман (литерат.) (romances) называют только те из них, в которых изображаются необычайные приключения, а социально-бытовые Роман (литерат.) называются novels. Преобладающая форма Роман (литерат.) - прозаическая, но издавна создаются и Роман (литерат.) в стихах.


В отличие от эпопеи с её интересом к становлению общества - к событиям и положительным героям национально-историческое значения, Роман (литерат.) проявляет интерес к становлению социального характера отдельной личности в её собственной жизни и в её внешних и внутренних столкновениях со средой. Как новый жанр Роман (литерат.) исторически возникает и развивается тогда, когда в феодальном обществе с его строгой системой авторитарных норм - религиозных, сословных, корпоративных - начинают складываться условия для моральной свободы отдельной личности, для развития её самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для формирования нового, «гуманистического» миросозерцания.



В Европе несколько Роман (литерат.) было создано ещё в позднюю пору (1-4 вв.) жизни античного общества (так называемый античный любовный Роман (литерат.), например «Эфиопика» Гелиодора), но настоящее развитие Роман (литерат.) началось только на подступах к западноевропейскому Возрождению, прежде всего - во французской литературе


12 в., откликавшейся на возникновение нового, «куртуазного» идеала - устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетическим переживаниям, которые особенно сильно проявлялись в любви к «прекрасной даме», избраннице сердца, и были ярким выражением «личностного начала», дотоле ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература). Это привело к созданию многочисленных рыцарских романов (стихотворных и прозаических), в которых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героическом эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.


Позднее, с 16-17 вв., «романические» интересы стали возникать у писателей из демократических слоев общества; сначала в испанской, а затем в древних западноевропейских литературах появились приключенческие Роман (литерат.), главными героями которых были активные выходцы из социальных низов; благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феодального общества, добиваясь там высокого положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Роман (литерат.) (например, «Похождения Жиль Блаза» А. Роман (литерат.) Лесажа) писатели по ходу приключений героя давали широкие картины нравов различных социальных слоев.


Оба вида Роман (литерат.) имели нечто общее в построении сюжетов. Приключения рыцарей или «плутов» заключались в их столкновениях с различными, часто случайными опасностями в разных местах; сюжет произведения был лишён «единства действия» и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только единством главного героя и временной последовательностью. А по своеобразию художественного мышления тех времён герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений, и конечная развязка конфликтов обычно была благополучной.


Ещё в начале 17 в. (закат Возрождения) было создано приключенческое произведение, объединившее мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Роман (литерат.), - «Дон Кихот» Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать эпигонов рыцарского Роман (литерат.), оно претворилось в великий Роман (литерат.), предваривший историю европейской романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века «донкихотской ситуации» (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).


Приключенческий Роман (литерат.) разных видов возникал и развивался в ту историческую эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, которые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же - на подступах к буржуазным революциям - такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными общественными идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отдельных личностей, которое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену приключенческому Роман (литерат.) постепенно пришёл Роман (литерат.), в сюжете которого развивался единый конфликт - или между главными героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.


Первыми авторами Роман (литерат.) нового типа были английские и французские сентименталисты середины 18 в. Так, в «Юлии, или Новой Элоизе» (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствительная любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутренний протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Роман (литерат.), соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.


В России приключенческие Роман (литерат.) возникли в безымянной литературе конца 17 - начале 18 вв. («Повесть о Василии Кориотском» и др.), а затем создавались низовыми демократическими писателями вплоть до «пушкинской» эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым русским Роман (литерат.) нового типа был «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; на его традицию опирались многие романисты 19 в.
(М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).


Роман (литерат.) нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, многие авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы общественной жизни изображаемых эпох и стран - их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы («Евгений Онегин» Пушкина, «Отец Горио» Бальзака, «Тяжёлые времена» Диккенса). Такие Роман (литерат.) нередко бывали разветвленными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму («Утраченные иллюзии» Бальзака, «Холодный дом» Диккенса, «Анна Каренина»


Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в «Человеческой комедии» Бальзака, «Ругон-Маккарах» Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Роман (литерат.) проявляли ту или иную степень историзма художественного мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами общественной жизни. Тем самым они приходили к реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям которых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Роман (литерат.) эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках («Герой нашего времени» Лермонтова, «Мадам Бовари» Г. Флобера, «Идиот» Достоевского). Некоторые романисты, обладавшие очень активными нравственными идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 в. стал классической стадией развития жанра.


В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологического Роман (литерат.) «критического» реализма продолжают многие писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Роман (литерат.) Роллан, Роман (литерат.) Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Белль, У. Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологического сознания буржуазного общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности общественной жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном «потоке сознания» героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологический «натурализм». Так возник в мировой литературе 20 в. модернистский Роман (литерат.) (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также «Новый роман»).


  С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в других странах в их социалистических литературах, выражающих революционное конкретно-историческое миропонимание, создавались Роман (литерат.), продолжавшие демократические традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения гражданско-активной частью рабоче-крестьянских масс и демократической интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революционном движении, в гражданской борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это - Роман (литерат.) на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Роман (литерат.) 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революционном становлении нового общества. Такие Роман (литерат.) бывают и не очень велики по сюжетному объёму («Мать» М. Горького, «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонациональной советской литературе роман-эпопею представляют такие произведения, как «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Кровь людская - не водица» М. А. Стельмаха, «Просвет в тучах» А. М. Упита, «Путь Абая» М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистических литературах - «Мёртвые остаются молодыми» А. Зегерс, «Коммунисты» Л. Арагона, «Хвала и слава» Я. Ивашкевича.


Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939; Грифцов Б. А., Теория романа, М., 1927; Фокс Роман (литерат.), Роман и народ, пер. с англ., М., 1960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963; Мотылева Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова И., Роман - в центре споров, «Вопросы литературы», 1967, № 5; Бахтин М. М., Эпос и роман, «Вопросы литературы», 1970, № 1; Поспелов Г. Н., Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М,, 1975; Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., L"univers du roman, P., 1972; Hilliebrand B., Theorie des Romans, Bd 1-2, Münch., 1972 (лит.).
  Г. Н. Поспелов.




"БСЭ" >> "Р" >> "РО" >> "РОМ"

Статья про "Роман (литерат.)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 737 раз
Чистим кильку легко и просто
Чистим кильку легко и просто

TOP 20