Севрский фарфор, художественные изделия фарфорового завода в Севре (близ Парижа). Фарфоровая мануфактура была переведена туда в 1756 из замка в Венсенне. В середине 18 в. в Севрский фарфор господствуют принципы рококо, а с 1770-х и до 1830-х гг. развиваются тенденции классицизма. Посуда и различные предметы, создававшиеся в Севре, украшались изысканной, дробной орнаментикой, обычно сочетавшейся с цветными фонами. Для изготовления отдельных фигур и групп (отличающихся плавностью линий и грациозностью композиций) чаще всего служил бисквит; модели для них создавали Л. С. Буазо, Ж. Ле Риш, Э. М. Фальконе, возглавлявшие в различные периоды скульптурную мастерскую Севра (нередко для Севрский фарфор использовались также рисунки Ф. Буше). Если первоначально изделия Севрской мануфактуры (за исключением фигур и групп) создавались из т. н. мягкого фарфора, то с начала 1870-х гг. производился и твёрдый фарфор, а с 1800 выпуск мягкого был прекращен. В 20 в. севрский завод, в создании изделий которого участвуют видные художники (Ж. Люрса и др.), сохранил значение наиболее известного центра производства художественного фарфора во Франции. Лит.: Бирюкова Н. Ю., Французская фарфоровая пластика XVIII века, Л., 1962; Tilmans Е., Porcelaines de France, [P., 1953].