БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
УвертюраОпределение "Увертюра" в Большой Советской ЭнциклопедииУвертюра (французское ouverture, от лат. apertura — открытие, начало), оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме. Оперная Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию. Ранний образец Увертюра — вступление к опере «Орфей» Монтеверди (1607). К концу 17 в. сложились два основных типа Увертюра — французская (ouverture а la Française), состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонической части и медленного заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) — из быстрой, медленной и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа Увертюра сыграли значительную роль в развитии сонатно-симфонического цикла. Большое распространение французская Увертюра получила в Германии, где её помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых сюит и партиты ре мажор И. С. Баха). Первоначально оперные Увертюра не имели идейно-образных связей с самой оперой; лишь со 2-й половины 18 в. композиторы трактуют Увертюра как симфонический пролог к опере, раскрывающий её содержание (по словам К. В. Глюка, Увертюра должна служить «вступительным обзором содержания»), Увертюра может быть тематически связана с оперой («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки) или обобщённо выражать основной её характер («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини). Виды оперных Увертюра: классическая Увертюра в сонатной форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й половины 18 в. (Увертюра к операм «Альцеста» Глюка, «Дон Жуан» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Князь Игорь» Бородина, «Проданная невеста» Сметаны и мн. др.); прелюдия, интродукция, вступление — небольшие пьесы не в сонатной форме, которые обобщённо раскрывают основную коллизию, идею оперы («Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Хованщина» Мусоргского) или непосредственно вводят в обстановку 1-го акта (симфонические прологи Р. Вагнера); Увертюра в форме попурри — ряда следующих друг за другом музыкальных номеров, зачастую объединённых по принципу контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также многие оперетты). Из Увертюра к драматическим пьесам наиболее значительны Увертюра Бетховена к «Эгмонту» Гёте и «Кориолану» Коллина, Балакирева к «Королю Лиру» Шекспира, Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
В 19 в. видное место в симфонической музыке занимает концертная Увертюра — самостоятельная оркестровая пьеса, большей частью программная («Фингалова пещера», «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, «Римский карнавал» Берлиоза, «Моя родина» Дворжака). Наряду с Увертюра драматическими («Манфред» Шумана, Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского) и пейзажного характера («Осенью» Грига) большое распространение получила торжественная Увертюра («Академическая» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественная» Глазунова, Глиэра, увертюры Мясковского, «Праздничная» Шостаковича, «Приветственная увертюра» А. И. Хачатуряна и др.). Классический тип Увертюра на народные темы создал М. И. Глинка. Традиции его Увертюра «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» продолжили М. А. Балакирев в «Увертюре на 3 русские народные песни», С. И. Танеев в «Увертюре на русскую тему» («Про татарский полон») и многие советские композиторы. Увертюра к драматической пьесе и концертная Увертюра явились непосредственными предшественниками симфонической поэмы.
Лит.: Асафьев Б., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, 2 изд., М. — Л., 1950; его же, Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, в кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1952; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290—95; Попова Т., Увертюра, 2 изд., М., 1960; Riemann Н., Die französische Ouverture zu Anfang des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1899; Botstiber Н., Geschichte der Ouvertüre und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913.
Статья про "Увертюра" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 659 раз |
TOP 20
|
|||||||