Фауст

Определение "Фауст" в Большой Советской Энциклопедии


Фауст (Faust), герой немецкой легенды, возникшей в период Реформации; учёный, заключивший союз с дьяволом (см. Мефистофель) ради знаний, богатства и мирских наслаждений. В легенде о Фауст – исторической личности, о которой сохранились свидетельства современников, – отложились старинные предания о магах, народные анекдоты о бродячих школярах и шарлатанах, фантастические мотивы христианских житий и средневековой демонологической литературы. После «Истории о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» (1587, издана И. Шписом) Фауст становится героем нем. «народных книг», пьесы К. Марло, кукольных драм и пантомим. Во 2-й половине 18 в. интерес к легенде возрождают передовые деятели нем. литературы; Г. Э. Лессинг дал сюжету просветительское осмысление: Фауст должен спастись, ибо стремление к истине не может стать достоянием сатаны. Фауст – излюбленный герой поэтов «Бури и натиска» (Я. М. Р. Ленц, Фауст М. Клингер). В «Фаусте» И. В. Гёте (1-я ч. – 1808, 2-я ч. – 1832) решение проблемы постижения жизни подсказано верой в силу человеческого разума, в то, что человек способен переделать действительность. В начале 19 в. сюжет легенды используют поэты-романтики (А. Шамиссо, Н. Ленау и др.), которые широко вводят в свои произведения байронические мотивы, подчёркивая в образе Фауст черты неудовлетворённого скитальца, «мирового скорбника». Самое значительное произведение новейшего времени на тему о Фауст – роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947), где трагическая судьба Фауст сопоставляется с судьбой героя и – шире – всей Германии.


Образ Фауст привлек внимание многих рус. писателей – А. С. Пушкина, В. Фауст Одоевского, И. С. Тургенева. В период кризиса буржуазной культуры наметилась иррационалистическая интерпретация легенды о Фауст (К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др.). Прогрессивную тенденцию в творческом освоении легенды продолжили А. В. Луначарский, М. Горький. Образ Фауст, как истинно мифологический, вышел за пределы литературы. На сюжет Фауст написаны оперы Ш. Гуно, И. Вальтера, Фауст Бузони, симфонические произведения Р. Вагнера, Фауст Листа, Г. Малера. Образ Фауст получил также разработку в творчестве художников, иллюстрировавших легенду и её литературной интерпретации (М. Бекман, М. А. Врубель, Э. Делакруа и др.).



Лит.: Легенда о докторе Фаусте. Изд. подгот. В. М. Жирмунский, М. – Л., 1958; Голик И,, Бессмертие народной легенды, «Вопросы литературы», 1962, № 11; Henning Н., Faust-Bibliographie, Bd I – 2, В. – Weimar, 1966–70; Schröder R., Gorkis Erneuerung der Fausttradition, B., 1971.
  Л. Е. Генин.



"БСЭ" >> "Ф" >> "ФА" >> "ФАУ"

Статья про "Фауст" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 394 раз
Семга на горелке
Семга на горелке

TOP 20