БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ЧилиОпределение "Чили" в Большой Советской Энциклопедии
Табл. 1. — Административное деление (1977)
I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа Чили протягивается с С. на Ю. на 4300 км, образуя узкую (от 15 до 355 км) полосу суши между побережьем Тихого океана и высокогорьями Анд.
Охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки — Вильяррика, Лос-Парагуас, Перес-Росалес, Пуеуэ, Хуан-Фернандес, заповедник Науэльбута. Е. Н. Лукашова (физическая география), В. Д. Чехович (геологическое строение и полезные ископаемые). IV. Население
V. Исторический очерк
Лит.: Программные документы коммунистических и рабочих партий стран Америки, М., 1962; Корвалан Л., Путь победы, [пер. с исп.], М., 1971; Альенде С., История принадлежит нам. Речи и статьи. 1970— 1973, [пер. с исп.], М., 1974; Очерки истории Чили, М., 1967; Чили. Политика. Экономика. Культура, М., 1965; Никитин М. С., Чили, М., 1965; Рамирес Некочеа Э., История рабочего движения в Чили. Первые шаги. XIX в., пер. с исп., М., 1961; его же, История империализма в Чили, [пер. с исп.], М., 1964; Кудачкин М. Ф., Чили: борьба за единство и победу левых сил, [М.], 1973; Кастильо Р., Уроки и перспективы революции в Чили, Прага, 1974; Королев Ю. Н., Чили: революция и контрреволюция, М., 1976; Кудачкин М. Ф., Борисов А. В., Ткаченко В. Г., Чилийская революция: опыт и значение, М., 1977; Уроки Чили, М., 1977; Medina J. Т., Collección de documentos inéditos para la historia de Chile, t. 1—6, Santiago de Chile, 1956—1963; Encina Francisco A., Historia de Chile desde la prehistoria hasta 1891, t. 1— 20, Santiago de Chile, 1948—56; его же, Resumen de la historia de Chile, 2 ed., t. 1—3, Santiago de Chile, 1956; Ramirez Necochea Н., Antecedentes económicos de la independencia de Chile, 2 ed., Santiago de Chile, 1967.
Все партии, входившие до переворота 1973 в блок Народное единство, объявлены вне закона: Радикальная партия Чили (Partido Radical de Chile), основанная в конце 50-х гг. 19 в., официальная дата основания 1883; Социалистическая партия Чили (Partido Socialista de Chile), основанная в 1933; Коммунистическая партия Чили (Partido Comunista de Chile), основанная в 1922; партия Движение единого народного действия (Movimiento de acción popular unido), основанная в 1969, и др. Названные партии действуют в нелегальных условиях. Деятельность Христианско-демократической партии (Partido Demócrata Cristiano), буржуазно-реформистской, основанной в 1957, приостановлена хунтой на неопределённое время; с января 1977 разрешена ограниченная деятельность Национальной партии (Partido Nacional), созданной в 1966 на основе слияния Консервативной и Либеральной партий, выражавших интересы земельной и финансово-промышленной олигархии. Общая характеристика экономики. Чили — одна из относительно развитых в экономическом отношении стран Латинской Америки. Большую роль в экономике играет иностранный, в основном американский, капитал, которому открыт особенно широкий доступ в страну после захвата власти военной хунтой в 1973. В структуре хозяйства преобладает промышленность; наиболее развиты горнодобывающая промышленность и цветная металлургия экспортного направления. Чили занимает (1976) 1-е место в капиталистическом мире по добыче и экспорту селитры, 2-е (после США) — по меди, 3-е (после США и Канады) — по молибдену. Валовой внутренний продукт на душу населения в 1975 составлял 691 долл. (в текущих ценах); по величине валового объёма внутреннего продукта на душу населения Чили занимает примерно 10-е место среди стран Латинской Америки. На сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охоту приходилось (1974) 6,9% валового внутреннего продукта, на горнодобывающую промышленность 13,5%, обрабатывающую промышленность 29,2%, строительство 3,9%. В годы пребывания у власти правительства Народного единства укреплялся государственный сектор в промышленности и проводилась радикальная аграрная реформа в сельском хозяйстве, расширялось сотрудничество с социалистическими странами. К сентябрю 1973 в государственном секторе и под контролем государства находилось свыше 500 предприятий, которые давали около 50% валовой продукции промышленности, государству принадлежали 85% ж.-д. сети, большая часть объектов воздушного и морского транспорта. Было экспроприировано 3,5 тыс. латифундий общей площадью в 5,4 млн. га земли, которая была распределена среди безземельных и малоземельных крестьян. Под контролем государства находилось около 70% внешнеторговых операций. За годы правления военной хунты произошёл резкий спад промышленного производства, главным образом в отраслях, связанных с потребительским спросом, причём кризисом затронуты как мелкие и кустарные, так и крупные предприятия. В 1977 в ведении государства осталось 23 промышленных предприятия. Крупным землевладельцам возвращено около 3 млн. га земли, главным образом в провинциях с плодородными почвами. В соответствии с законом 1974 иностранные монополии получили право ввоза капитала и перевода прибылей за границу без ограничения. В конце 1973 иностранные прямые частные капиталовложения составили 1,2 млрд. долл. Доля трудящихся в национальном доходе снизилась с 65% в 1972 до 35% в 1974. В 1975 страну охватил тяжёлый экономический кризис. Снизился жизненный уровень трудящихся, валовой внутренний продукт сократился на 13%, резко упали производство потребительских товаров и сбор продовольственных культур. Промышленность. Важная отрасль промышленности — горнодобывающая. Почти все предприятия ее принадлежат иностранным компаниям. Медные рудники находятся в государственной собственности, но эксплуатация и управление ими фактически осуществляются монополиями США. Разведка, добыча и переработка нефти принадлежат государственной нефтяной компании ЭНАП. Свыше 80% ископаемых приходится на медедобывающую промышленность, на 2-м месте по значению в добывающей промышленности — железорудная (продукция этих отраслей идёт на экспорт). Самые значительные медно-молибденовые рудники — Чукикамата в провинции Эль-Лоа, Эль-Сальвадор в провинции Чаньяраль, Эль-Теньенте в провинции Качапоаль (вместе с рудниками Рио-Бланко и Эксотика в провинции Сантьяго эти 3 месторождения дают 85% добычи меди в Чили); железорудные — Ромераль в провинции Эльки, Альгарробо и Бокерон-Чаньяр в провинции Уаско. Месторождения селитры, по запасам которой Чили занимает 1-е место в мире, расположены в северной части Чили, в западной части пустыни Атакама (рудники Мария-Элена и Педро-де-Вальдивия в провинции Токопилья). В начале 20 в. добыча селитры в Чили обеспечивала почти на 3/4 мировой спрос в азотных удобрениях, в начале 1960-х гг., в связи с увеличением производства дешевых искусственных азотных удобрений, производство селитры упало почти в 4 раза по сравнению с 1929. Разработки нефти и газа ведутся компанией ЭНАП на Ю. страны — на о. Огненная Земля и по северному побережью Магелланова пролива. Угольные шахты сосредоточены в районе Лоты и Коронеля (провинция Консепсьон). Установленная мощность электростанций 2,6 Гвт (1975), в том числе 1,5 Гвт — ГЭС. Производство электроэнергии на ГЭС составляет 70% (1975) Самая крупная ГЭС (мощностью 350 Мвт) Рапель, из ТЭС наиболее значительна Токопилья (170 Мвт). В обрабатывающей промышленности, по объему продукции которой Чили стоит на 5-м месте в Латинской Америке, высока доля отраслей, производящих потребительские товары. На долю пищевкусовой, текстильной, кожевенно-обувной промышленности приходится 2/3 занятых и 3/5 стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Около 50% занятых в обрабатывающей промышленности и около 30% стоимости продукции падает на мелкие, главным образом кустарные предприятия. Крупные фабрики и заводы, составляющие 3% от общего числа предприятий, дают 59% стоимости промышленной продукции, на них приходится 44% занятых. После 2-й мировой войны обрабатывающая промышленность, особенно чёрная и цветная металлургия, химическая, металлообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, развивалась ускоренными темпами.
Цветная металлургия имеется в гг. Чукикамата, Пайпоте, Потрерильос, Лас-Вентанас, Чагрес, Калетонес; машиностроение и металлообработка — в Сантьяго, Вальпараисо, Консепсьоне, Арике, Талькауано; большая часть продукции меднорудной и медеплавильной промышленности вывозится, так, например, в 1974 было экспортировано 702 тыс. т черновой и рафинированной меди и 156 тыс. т медных концентратов. Чёрная металлургия представлена комбинатом в Уачипато (провинция Консепсьон). Нефтепереработка и нефтехимия — главным образом в гг. Консепсьон, Конкон, Манантьялес, химическая промышленность — в основном в гг. Вальпараисо, Сантьяго, Антофагаста. Развита промышленность: текстильная — в Вальпараисо, Сантьяго, Консепсьоне, кожевенно-обувная — в Вальпараисо, Сантьяго, пищевая — почти во всех городах, особенно в Сантьяго, Вальпараисо и Вальдивии. Около 80% всей продукции промышленности производится на предприятиях провинции Сантьяго, Вальпараисо и Консепсьон, из них свыше 50% — в г. Сантьяго. О производстве важнейших видов промышленной продукции см. в табл. 2.
1 В пересчете на металл. 2 1975. 3 1953. Сельское хозяйство. С.-х. угодья составляют 17,3 млн. га, в том числе обрабатываемые земли 5,7 млн. га, луга и пастбища 11,6 млн. га (1974). Орошается 1,2 млн. га. На долю земледелия приходится около 60% стоимости с.-х. продукции, животноводства — 40%. Главные земледельческие район — центральная часть Чили — склоны Береговой Кордильеры и Продольная долина. Основные культуры: пшеница, кукуруза, ячмень, овёс, картофель, сахарная свёкла, рис, рапс. Возделывают также рожь, фасоль, подсолнечник, лён. О площади и сборе основных с.-х. культур см. в табл. 3. Развиты садоводство (главным образом яблоки, цитрусовые, персики) и виноградарство, распространённые в основном в Центр. Чили (от провинции Сантьяго до провинции Линарес).
Животноводство носит экстенсивный характер, развито повсеместно. В 1975 насчитывалось (млн. голов) крупного рогатого скота 3,6, овец 5,9, коз 0,8, свиней 0,9. Крупный рогатый скот разводят главным образом в Центр. Чили, овец — на юге Чили Вокруг крупных городов — молочное животноводство. производство немытой шерсти 19,2 тыс. т (1976).
Табл. 3. — Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
1 В среднем за год. 2 1975. Транспорт. Во внутренних перевозках основная роль принадлежит автотранспорту. Общая протяжённость автодорог около 92 тыс. км, в том числе 11 тыс. км с твёрдым, 25,4 тыс. км с гравийным покрытием (1974). Длина железных дорог 9,8 тыс. км; с С. (от Писагуа) на Ю. (до Пуэрто-Монт) пролегает железная дорога с большим числом ответвлений к морским портам и месторождениям полезных ископаемых. Автопарк (на конец 1975) 393 тыс. машин, в том числе 236,8 тыс. легковых. 90% всего внешнеторгового оборота приходится на морской транспорт. Тоннаж морского торгового флота (суда свыше 100 брутто рег. т) 459 тыс. брутто рег. т (1975). Важные морские порты (грузооборот в млн. т, 1972): Уаско (4,2), Вальпараисо (4), Кальдера (1,4), Кокимбо (1,3), Токопилья (1), Талькауано, Чаньяраль. Развит авиатранспорт. Внешняя торговля. В 1974 стоимость экспорта 2481 млн. долл., импорта 1910 млн. долл. Вывозят (1974, % от стоимости экспорта) медь (71,7), железную руду (5,3), селитру и иод (2,2), целлюлозу и бумагу (4,4), продукцию сельского хозяйства и рыболовства (4,2). Ввозят (% от стоимости импорта) продовольствие (33,1), машины и транспортное оборудование (23), топливо (14,3), химические изделия (11,8). Основные торговые партнёры (1975, % от стоимости экспорта и импорта): Япония (11,2 и 3,7), ФРГ (14,4 и 7,1), США (8,8 и 29,2), Великобритания (8,2 и 2,8), Аргентина (6,8 и 17, в 1974), Бразилия (5,8 и 4,3), Италия (6,5 экспорта), Экуадор (4 импорта). Денежная единица — песо. Происходит девальвация песо: 1 долл. США 30 сентября 1975 равнялся 6,4 песо, а 31 мая 1977 — 19,82 песо.
Экономико-географические районы. Северный (области Первая, Вторая, Третья, Четвёртая) — горнорудный район, выделяется добычей медной и железной руды, селитры. Сельское хозяйство — лишь в оазисах. Основную продукцию сельского хозяйства дают южные провинции. Выращивают пшеницу, кукурузу, овощи, виноград, коноплю, табак. Животноводство. В провинции Арика и Икике — почти всё поголовье лам и альпак страны. Центральный (области Пятая, Шестая, Седьмая, провинция Ньюбле и Консепсьон Восьмой области) — самый развитый экономический район, занимает ведущее место в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Наиболее развиты пищевая, текстильная, швейно-обувная, химическая промышленность (в провинции Сантьяго, Вальпараисо и Консепсьон). Зерновое хозяйство, разведение крупного рогатого скота мясомолочного направления. Садоводство (слива, вишня, персики, цитрусовые) и виноградарство. Суходольное земледелие — на склонах Береговой Кордильеры, орошаемое — в Продольной долине и речных бассейнах. На район приходится 100% сбора риса, 85% — кукурузы, 75% — ячменя, 50% — пшеницы, 40% — картофеля. Центрально-Южный (провинции Арауко и Био-Био Восьмой области, Девятая и Десятая области без провинции Чилоэ) — аграрный район. Молочно-мясное животноводство и производство зерновых культур. На район приходится 60% поголовья крупного рогатого скота, 55% — свиней, 30% — коз. Здесь сосредоточено 45% сбора пшеницы, 85% — ржи, более 90% — рапса. Основные отрасли промышленности: пищевая, целлюлозно-бумажная, добыча каменного угля. Южный (области Одиннадцатая, Двенадцатая и провинция Чилоэ) — наименее экономически освоенный аграрный район. В сельском хозяйстве наиболее развито овцеводство, около 70% всего поголовья в стране. Добыча нефти и попутного газа, пищевая (в основном рыбная) и деревообрабатывающая промышленность.
Табл. 4. — Основные показатели по экономико-географическим районам (1970), в %
Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховный главнокомандующий — президент, непосредственное руководство осуществляет военная хунта. Общая численность свыше 85 тыс. чел. (1978), кроме того, имеются войска внутренней охраны (карабинеры), насчитывающие 30 тыс. чел. Комплектуются вооруженные силы на основе воинской повинности, срок действительной военной службы 12 мес. Офицерские кадры готовятся в различных военных училищах, в трёх академиях (по видам вооруженных сил) и военно-политехнической академии. Сухопутные войска (около 50 тыс. чел.) состоят из 5 пехотных дивизий, 2 танковые, 3 кавалерийские, 1 аэромобильного полков, несколько подразделений зенитной артиллерии и подразделений обслуживания. ВВС (11 тыс. чел.) насчитывают 50 боевых, 60 транспортных, около 75 учебно-тренировочных самолётов и 30 вертолётов. ВМС (около 24 тыс. чел., в том числе 3800 чел. морской пехоты) имеют 3 крейсера, 6 эсминцев, 6 подводных лодок, 6 эскадренных миноносцев, 2 фрегата, 4 торпедных катера, 6 сторожевых катеров, 6 десантных кораблей, авиацию ВМС (около 20 самолётов и 10 вертолётов), бригаду морской пехоты и береговую артиллерию. Вооружение главным образом американского производства. Распространены инфекционные, сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные новообразования. В структуре заболеваемости значительное место занимают детские инфекции, сифилис, желудочно-кишечные инфекционные заболевания, эпидемический гепатит, гельминтозы. Центральный орган здравоохранения — Министерство здравоохранения. По новой Национальной системе служб здравоохранения, введённой в 1975, сократился охват населения государственным медицинским обслуживанием (не охвачены промышленные рабочие, крестьяне и члены их семей, дети в возрасте до 15 лет и др., т. е. около 70% всего населения); всё большее распространение получает частная врачебная практика.
В 1974 было 295 больничных учреждений на 37,2 тыс. коек (3,6 койки на 1 тыс. жит.), в том числе 256 государственных больниц на 35,4 тыс. коек. Работали 4,3 тыс. врачей (1 врач на 2,4 тыс. жит.), 1,4 тыс. зубных врачей и св. 22 тыс. лиц другого медицинского персонала. Около 60% врачей сосредоточены в центральной провинции Сантьяго. Врачей готовят на 6 медицинских факультетах университетов.
Ветеринарное дело. В Чили регистрируются туберкулёз, бруцеллёз, сибирская язва, эмфизематозный карбункул, сальмонеллёзы, лептоспироз, ящур, фасциолёз, эхинококкоз, трихинеллёз животных; рожа, чума и инфекционный атрофический ринит свиней; болезнь Ньюкасла, инфекционный бронхит, инфекционный ларинготрахеит, микоплазмоз, болезнь Марека, пуллороз, лейкоз, холера и оспа птиц; инфекционная энтеротоксемия, контагиозная эктима, чесотка овец; чума плотоядных; миксоматоз и кокцидиоз кроликов; мыт, инфлуэнца и язвенный лимфангит лошадей и др. Южные провинции более благополучны в ветеринарном отношении; провинции Магальянес, Айсен, Чилоэ с 1973 благополучны по ящуру. Подготовка ветеринарных специалистов проводится на ветеринарных факультете Чилийского университета и в частной ветеринарных школе Аустраль де Чили. В стране 1157 ветеринарных врачей (1976; эта цифра включает только ветеринарных врачей, состоящих на государственных службе в Министерстве сельского хозяйства). При правительстве Народного единства система образования демократизировалась; срок обязательного обучения увеличился с 6 до 8 лет, число учащихся всех школ резко возросло (по сравнению с 1970): в основных школах — на 13,5%, в средних общеобразовательных — на 39,6%, в профессионально-технических — на 63,9%, в вузах — на 62,2%, в системе обучения взрослых — на 96,8%. В 1972 было построено в три раза больше школ, чем в 1970. После военного переворота 1973 резко сократилось число учащихся и преподавателей, проведена милитаризация всех учебных заведений. По данным 1975, 5% городского населения и 10% сельского неграмотно. Существует 8-летнее обязательное обучение для детей с 6 до 15 лет. Начальная, т. н. основная школа — 8-летняя. На её базе функционируют 4-летние средние общеобразовательные школы, 4-летние профессионально-технические школы и 4-летние педучилища. В 1974/75 уч. г. в основных школах обучалось 2,6 млн. учащихся. В 1975/76 уч. г. в средних школах всех типов обучалось свыше 448,9 тыс. учащихся.
В 8 университетах (из них 6 — частных) в 1975/76 уч. г. обучалось свыше 108 тыс. студентов. Крупнейшие университеты: Чилийский университет, Технический государственный университет в Сантьяго (основан в 1947), Католический университет Чили в Сантьяго (основан в 1888). Кроме того, имеются 3 высших колледжа, консерватория и Школа прикладного искусства; 18 библиотек, крупнейшая — Национальная библиотека Чили в Сантьяго (основана в 1813, 2 млн. тт. в 1974). Музеи в столице: Национальный исторический музей, Национальный музей изящных искусств, Национальный музей естественной истории, педагогический, современного искусства, американского народного искусства и др.
Большинство научных учреждений находится в Сантьяго. Государственным ведомством по планированию научно-технической политики в стране является Национальная комиссия по науке и технике (основана в 1966, реорганизована в 1969). Среди государственных научно-исследовательских учреждений — метеорологическая служба (1884) с сетью обсерваторий, научных станций и т.п., Чилийский институт бактериологии (1929), Институт военной географии (1922; официальное картографическое учреждение страны), Национальный комитет географии, геодезии и геофизики (1955), Гидрографический институт ВМФ (1874; Вальпараисо), Геологический институт (1957), Чилийский антарктический институт (1963; имеет научная станции в Антарктиде), Национальный центр по изучению ядерной энергии и др. Среди частных научно-исследовательских учреждений — Океанографический институт Вальпараисо (1945), Научный институт Лебу (1945; исследования по истории арауканов и др.), ряд других НИИ, научные общества, Чилийская академия (1885, филологические исследования), Чилийская академия естественных наук (1926), Чилийская академия истории (1940), Чилийская АН (1964), научно-исследовательские подразделения некоторых промышленных фирм. Значительный объём научных работ осуществляется в системе Чилийского университета, Католического университета Чили и др. Установление военно-фашистской диктатуры (1973), массовые репрессии, эмиграция сотен научных работников, уменьшение ассигнований на научно-исследовательские работы нанесли научному потенциалу Чили серьёзный ущерб. В 1977 в Чили издавалось около 70 ежедневных газет общим тиражом 800 тыс. экз. После прихода к власти в сентябре 1973 военно-фашистской хунты все прогрессивные газеты и журналы запрещены, радиостанции закрыты. В декабре 1975 принят закон, позволяющий закрывать газеты и радиостанции, сообщения которых могут быть расценены как «антипатриотические». Наиболее влиятельные ежедневные газеты в Сантьяго: «Меркурио»(«El Mercurio»), с 1900, тираж 150 тыс. экз. Газетный трест «Меркурио» под тем же названием издаёт газеты в Вальпараисо, Антофагасте и других городах, выпускает вечернюю газету «Сегунда» («La Segunda»), с 1931, тираж 65 тыс. экз., и газету «Ультимас нотисиас» («Las Últimas Noticias»), с 1902, тираж 50 тыс. экз.; «Терсера де ла ора» («La Tercera de la Hora»), с 1950, орган ВВС, тираж 200 тыс. экз.; «Патрия» («La Patria»), официальный орган военной хунты с октября 1973. Наиболее распространённые еженедельные иллюстрированные журналы — «Bea» («Vea»), с 1939, тираж 180 тыс. экз., и «Эрсилья» («Ercilla»), с 1934, тираж 300 тыс. экз.; еженедельный католический журнал «Ке паса» («Que Pasa») и ежемесячный «Менсахе» («Mensaje»), с 1944. Нелегально издаются газета «Унидад антифасиста» («Unidad Antifascista») — орган компартии Чили (КПЧ); журнал «Принсипиос» («Los Principios»), теоретический орган ЦК КПЧили
Информационное агентство Орбе, основанное в 1953 (частное), снабжает информацией столичные газеты, радио и телевидение. Радиовещание с 20-х гг. Наиболее крупные радиостанции: «Агрикультура», «Кооператива» (ХДП), «Минерия» и «Нуэво мундо». Телевидение с 1959. В 1977 было свыше 20 телестанций. Литература развивается на испанском языке с начала колониального владычества Испании (16 в.). Выдающееся произведение 16 в. — поэма «Араукана» (ч. 1—3, 1569—89) испанца А. де Эрсильи-и-Суньиги (1533—1594), в которой изображено героическое сопротивление арауканов колонизаторам. Фольклор креолов представлял собой трансформированную испанскую народную поэзию. В период Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810—26 главным жанром была публицистика, характерный представитель которой — К. Энрикес (1769—1825), основатель первой чилийской газеты «Аурора де Чиле» («Aurora de Chile»). Первые национальной драмы в 20-е гг. были созданы М. Магальянесом (1812—13). После завоевания независимости (1818) Чили благодаря относительной устойчивости политической жизни стала пристанищем для многих литераторов из других стран Лат. Америки. Значительный вклад в культуру Чили внёс венесуэльский поэт и учёный А. Бельо (1781—1865). В 1842, открывая Литературное общество Чили, общественный деятель, учёный и прозаик Х. В. Ластаррия (1817—88) сформулировал задачу создания национальной литературы. Поэзия С. Санфуэнтеса (1817—60), Э. Лильо (1826—1910) и др., драматургия К. Бельо развивались главным образом в русле романтизма. В прозе преобладала бытописательская тенденция — т. н. костумбризм. Его основоположник Х. Вальехо (1811—58) в рассказах сатирически рисовал жизнь чилийского общества. Черты костумбризма имела также автобиографическая и мемуарная литература. Особенности социально-исторического развития Чили, вступившей на путь капитализма раньше, чем другие страны Латинской Америки, обусловили появление в середине 19 в. критического реализма, крупнейшим представителем которого был А. Блест Гана (1830—1920). В цикле романов «Человеческая комедия Чили» он изобразил чилийское общество середины 19 в. Центральная тема его сочинений, в том числе романа «Мартин Ривас» (1862), — моральные конфликты, порожденные властью денег. Критически изображали социальную жизнь Чили также Д. Баррос Грес (1834—1904) и Л. Оррего Луко (1886—1948), показавший в романе «Большой дом» (1908) деградацию помещичьей аристократии. На рубеже 19—20 вв. под влиянием никарагуанского поэта Р. Дарио поэты стремились к поискам новых стихотворных форм и новой образности (П. А. Гонсалес Бастиас, 1863—1905; М. Хара, р. 1886, и др.). Значительное место заняли стихи о природе Чили: сборники «От моря к горам» (1903) Д. Дубле Уррутиа (р. 1878) и «Чилийская душа» (опубл. 1912) К. Песоа Велиса (1879—1908). Стихи Песоа Велиса проникнуты народным духом и социальным протестом. Проза начала 20 в. отразила острые социальные проблемы Чили В сборнике рассказов Б. Лильо (1867—1923) «Под землёй» (1904, в рус. пер. — «Пост № 12», 1962) беспощадно разоблачалась эксплуатация шахтёров иностранными компаниями. Социальная и моральная критика буржуазного общества характерна для т. н. романа города. Представители этого течения — А. д"Альмар (1882—1950, «Хуана Лусеро», 1902), Х. Эдвардс Бельо (1887?—1968) ориентировались в основном на эстетику натурализма. Т. н. креолисты изображали главным образом природу и сельскую жизнь. Теоретические принципы креолизма наиболее последовательно были реализованы его вождём М. Латорре (1886—1955), полагавшим, что национальный чилийский характер формируется естественной средой. В русле креолизма написаны произведения Ф. Ганы (1867—1926), Р. Малуэнда (р. 1885), Ф. Сантивана (р. 1886), Л. Дурана (1895—1954). Начиная с 20-х гг. преимущественное развитие получила поэзия. Достигло зрелости творчество Габриелы Мистраль (1889—1957). Её стихи, насыщенные лиризмом, противостояли изысканному стилю эпигонов модернизма. Сборники «Отчаяние» (1922), «Тала» (1938), «Давильня» (1954), вобрав индивидуальные чувства поэтессы, отразили в то же время особенности сознания народов Латинской Америки. В русле мирового авангардизма развивалась поэзия В. Уйдобро (1893—1948), теоретика и вождя чилийского «креасионизма» (от исп. crear — творить). Глубокую эволюцию в 30-е гг. претерпело творчество крупнейшего чилийского поэта П. Неруды (1904—73). От интимной лирики и субъективной поэзии, исполненной трагического неприятия мира («Местожительство — Земля», т. 1—2, 1925—35), он пришёл к гражданской поэзии («Испания в сердце», 1937), а затем к созданию эпической поэмы «Всеобщая песнь» (1950) о земле и людях Латинской Америки. Тяга к философскому осмыслению действительности отразилась в его «Одах изначальным вещам» (1954—57) и книге лирико-гротескных стихов «Эстравагарио» (1958). О расширении лирического мира Неруды свидетельствуют его стихи 60—70-х гг., опубликованные в сборниках «Колокола и море» и «Элегии» (оба 1974). С приходом к власти первого правительства Народного фронта (1938) обострился интерес к социальным вопросам. В прозе заметно стремление осмыслить коренные проблемы жизни страны: «Кровь и надежда» (1943) Н. Гусмана (1914—64), «Уголь» (1953) Д. Муньоса (р. 1903), «Большой север» (1944) А. Сабельи (р. 1912), «Селитра» (1954) и «Жители пампы» (1956) Г. Сентено (1912—62) из жизни пролетариата. Исторический оптимизм в изображении борьбы рабочих, их политической и духовной эволюции наиболее полно выражен в романах В. Тейтельбойма (р. 1916) «Сын селитры» (1952) и «Семя на песке» (1957), Э. Делано (р. 1910) «Ячейка» (1958, в рус. пер. — «Ольга», 1962) и «Ветер гнева» (1961). Ф. Колоане (р. 1910) отразил в книгах «Мыс Горн» (1941), «Огненная земля» (1956) и «Дорога китов» (1962) своеобразный мир обитателей приморского края, борющихся с природной стихией и социальным злом. Роман Ф. Алегрии (р. 1918) «Призовая лошадь» (1957) посвященные поискам человеком собственной сущности во враждебном ему буржуазном обществе. В романах М. Рохаса (1896—1973) «Сын вора» (1951), «Слаще вина» (1958), «Тени на стене» (1964) социальные проблемы показаны в преломлении их через внутренний мир героя. Освоение новой повествовательной техники, психологизм характерны для прозы 50—60-х гг.: К. Дрогет (р. 1915), Х. Доносо (р. 1926). Среди произведений, рисующих классовую борьбу в период власти Народного единства, романы Г. Атиаса «И потекли денежки» (1972), «Против течения» (1978). В 70-е гг. развивается тенденция документального изображения действительности. Фашистский путч (сентябрь 1973) прервал естественное развитие литературы Чили: в стране началось преследование прогрессивных писателей и издателей. Многие писатели, оказавшиеся в эмиграции, посвящают свои сочинения трагическим событиям недавней истории (роман А. Скармета «Мне снился горящий снег», 1975).
Лит.: Формирование национальных литератур Латинской Америки, М., 1970; Алегриа Ф., Горизонты реализма, М., 1974; Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976; Montes Н. у Orlandi J., Historia de la literatura chilena, Santiago de Chile, [1957]; Merino Reyes L., Panorama de la literatura chilena, Wash., 1959; его же, Perfil humano de la literatura chilena, Santiago de Chile, [1967]; Silva Castro R., Historia critica de la novela chilena, Madrid, 1960; его же. Panorama literario de Chile, [Santiago de Chile, 1961]; Rojas М., Historia breve de la literatura chilena, [Santiago de Chile, 1966]; So1ar Н. del, Brewe estudio у antologia de los premios nacionales de literatura, [Santiago de Chile, 1965].
Древнее искусство индейцев, особенно на С. страны, связано с развитыми культурами Перу. Сохранились руины крепостей, поселений (часто укрепленных высокими каменными стенами) с 1—2-этажными домами, расписная и фигурная керамика с изображениями животных и геометрическим узором, металлические украшения, петроглифы с изображениями людей, лам, охотничьих сцен. Традиции этого искусства отчасти живут в народном творчестве Чили (деревянные намогильные столбы арауканов со схематическими фигурами, ткачество, обработка серебра, гончарство, роспись и резьба по дереву). О древней культуре о. Пасхи см. в ст. Океания. С 16 в. строились форты, города с прямоугольной сетью улиц, церкви, 1-этажные дома из адобы с внутренними двориками, появились религиозная живопись и скульптура. В 18 — начале 19 вв. построены городские дома с внутренними дворами, порталами и коваными решётками, церкви и дворцы в стилях барокко и классицизма (архитекторы Х. Тоэска-и-Ричи, М. де Хара), получили распространение декоративная живопись и скульптура, портрет, гравюра (А. Сантелисес). В 19 в. в архитектуре преобладала эклектика, в начале 20 в. — стиль «модерн». В середине 19 в. работали портретисты Ф. Х. Мандьола, А. Гана, во 2-й половине 19 в. — мастера исторической живописи, портрета и пейзажа П. Лира, М. А. Каро, обратившиеся к национальной тематике. Реалистические устремления усилились на рубеже 19 и 20 вв. (живописцы А. Валенсуэла Льянос, Э. Пласа, Х. Ф. Гонсалес, А. Гордон, скульпторы Н. Пласа, В. Ариас). В 20 в. начались градостроительные работы (реконструкция центра Сантьяго), развивались традиции народного зодчества; в середине 20 в. утвердились принципы современной архитектуры (архитекторы С. Ларрайн, Э. Дуарт, Р. Давила, Х. Мартинес) в крупных промышленных и общественных комплексах, высотных зданиях, жилых районах в предместьях Сантьяго, Арики и др. В живописи и графике наряду с модернистской группой «Монпарнас» (кубист К. Мори), сюрреализмом (Р. Матта), абстракционизмом (Н. Антуньес) родилось социально активное реалистическое искусство (К. Эрмосилья Альварес, Г. Нуньес, Х. Вентурельи, П. Лобос, Х. Эскамес), создавались и интимные лирические образы (Э. Барреда, М. Лосано). В скульптуре возрождались монументальные формы, воскрешались древние традиции (Л. Домингес, С. Роман Рохас).
Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Культура Чили, М., 1968; Montecino Montalva S., Pintores у escultores de Chile, Santiago de Chile, 1970. Древнюю музыкальную культуру сохраняют потомки чилийских аборигенов (в первую очередь арауканы). Разнообразны их сольные и коллективные песни и танцы. Среди музыкальных инструментов арауканов — барабан культрун, погремушка уада (ударные), трутрука, лолкинь, пифилька (духовые). Народная креольская музыка Чили близка аргентинской. Характерные песни и песенно-танцевальные формы — тонада, самакуэка (чаще куэка), куандо. Основные музыкальные инструменты — гитара, арфа, гитаррон. Профессиональное музыкальное искусство начало развиваться в годы борьбы за независимость и провозглашения республики. В 19 в. в Сантьяго было создано филармоническое общество (1827), открыты музыкальная школа (1849, с 1851 — консерватория), «Театро мунисипаль» (1857), где ставились и музыкальные спектакли. Существенная роль в музыкальной жизни принадлежала иностранным гастролёрам (в 1830 впервые в Чили выступила итальянская оперная труппа). Среди композиторов 19 в. — М. Роблес, Х. Сапиола, Э. Ортис де Сарате (автор первой чилийской оперы «Цветочница из Лугано», 1895). В 1-й половине 20 в. сформировались 2 основных направления: сторонники национального стиля — композиторы К. Лавин, П. У. Альенде Сарон, К. Исамит Аларкон, Р. Асеведо, Х. Уррутиа Блондель, и музыканты, ориентирующиеся на европейские музыкальные течения, — композиторы Э. Соро, Д. Санта-Крус (Уилсон), А. Летельер Льона, Х. Оррего Салас (с 1961 живёт в США), Г. Бесерра. Среди музыкантов — дирижёры А. Карвахаль, В. Тева, пианисты К. Аррау, Х. Рейес, Ф. Герра, скрипач П. д’Андурайн, фольклористы и исполнительницы народных песен В. Парра, М. Лойола и др. Основные музыкальные коллективы и учреждения сосредоточены в Сантьяго: Симфонический оркестр Чили (основан в 1941), Муниципальный симфонический оркестр Сантьяго (основан 1955), хор Чилийского университета (основан 1945), струнный квартет Сантьяго (основан 1954), Национальная консерватория, Институт распространения музыкального искусства (основан 1940). В Чили издаётся журнал «Revista Musical» (с 1945, с 1946 под названием «Revista Musical Chilena»).
Захватившая власть военная хунта жестоко преследует прогрессивных деятелей культуры Чили В 1973 был зверски убит исполнитель революционных песен В. Хара. Многие музыканты покинули страну.
Как самостоятельный вид искусства балет Чили начал формироваться в 40-е гг. 20 в. До этого в Чили гастролировали зарубежные труппы (главные образом европейские). В 1917—18 в Сантьяго выступала в течение двух сезонов труппа А. П. Павловой. Один из танцовщиков этой труппы Я. Каевский в 1921 открыл в Сантьяго школу и руководил ею до 1938. В 1940 в Сантьяго гастролировала немецкая труппа К. Йосса. Танцовщики этой труппы в 1941 организовали Школу балета, руководителем которой стал Э. Утхофф. Здесь готовили артистов для будущего национального балета. В 1945 сформировалась балетная труппа (с 1957 — Национальный балет Чили), её художественным руководителем стал Утхофф. Первое выступление состоялось в мае 1945, был показан балет «Коппелия» Л. Делиба. Труппой руководили в разное время: Утхофф (до 1965), Д. Кэри, В. Ронкаль, П. Бунстер и др. В репертуаре: постановка Утхоффа — «Легенда об Иосифе» на музыку Р. Штрауса (1947), «Дон Жуан» К. В. Глюка (1950), «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1955) и др.; в постановке Йосса (работал в 1948) — «Зелёный стол» Ф. Коэна, «Большой город» на музыку А. Тонсмана, «Юность» на музыку Г. Ф. Генделя в обработке Х. Оррего Саласа. В 1951 М. Л. Солари поставил первый национальный балет «Порог сна» Оррего Саласа (использованы элементы музыкального фольклора). В 1950—60-е гг. возрос интерес к латиноамериканской тематике. В репертуар включались балеты мексиканского композитора К. Чавеса «Калаукан» (1959, балетмейстер П. Бунстер), А. Хинастеры «Сурасо» (1962, балетмейстер тот же), Оррего Саласа «Уличные гимнасты» (1962, балетмейстер Утхофф). В труппе работали также балетмейстеры: Дж. Тарас (США), Б. Кульберг (Швеция). С начала формирования в чилийском балете сложились два направления — экспрессионистское (в т. ч. танец «модерн») и классическое, связанное с именем Солари. В 50-е гг. чилийские танцовщики В. Ронкаль, Бунстер, О. Чинтолези, Э. Бальдрих, Солари и др. стажировались в Европе. По инициативе Солари для работы в балетной школе при Чилийском университете в 1969 был приглашен советский балетмейстер-педагог Е. П. Валукин (работал до 1972), который подготовил кадры педагогов и артистов классического танца, помог освоить методику преподавания. В 1949 в Сантьяго при «Театро мунисипаль» сформировалась труппа (с 1959 — Балет современного искусства), художественный руководитель В. Сулима. Труппа, ставя балеты двух направлений, всё же стремилась утверждать классическое; в 1959—66 её возглавлял Чинтолези. Получив субсидию муниципалитета, она стала называться Муниципальный балет (с 1965) и заняла ведущее положение. Репертуар труппы: «Сладкая молодёжь» Л. Бернстайна (балетмейстер К. Рейес), «Дон Жуан» Глюка (балетмейстер Р. Адам), «Канкан» на музыку Ж. Оффенбаха (балетмейстер Эермансен), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (балетмейстер М. М. Фокин, возобновлена Чинтолези) и др. Среди артистов 1950—70-х гг.: В. Ронкаль, Чинтолези, И. Милован, Солари, Х. Полл, Х. Полдриг, Э. Харли, Р. Гальгильос и др. При Муниципальном театре работают (с 1949) школа балета (руководитель О. Монтесино), а также фольклорный ансамбль «Пукара». В 1969 при Министерстве просвещения созданы школа и труппа «Молодой балет» (балетмейстер и педагог Э. Бальдрих). В 1970 создан Национальный фольклорный балет (художественный руководитель Р. Рейс). Балетные труппы возникли также в городах: Арика, Вальдивия, Консепсьон, Вальпараисо и др. После военно-фашистского переворота многие прогрессивные деятели балета покинули страну.
Танцы и ритуальные обряды индейцев, живших на территории современного Чили, содержали элементы драматического действия, что послужило основой при формировании национального театра. В 17—18 вв. иезуиты устраивали приуроченные главным образом к церковным праздникам представления на религиозные сюжеты (с элементами фольклора); первое такое представление относится к 1646. В 1693 на одном из празднеств в Сантьяго была поставлена комедия неизвестного чилийского автора «Чилийский Геркулес». Наряду с религиозными постановками испанской театральной труппы и местные любители ставили пьесы испанских драматургов. В 1709 было сооружено первое театральное помещение в Сантьяго, в 1791 построен небольшой театр в Вальпараисо. Ко 2-й половине 18 в. относится деятельность первой профессиональной труппы Х. Рубио. В 1815 в Сантьяго открылся театр «Колисео». После провозглашения независимости Чили (1818) в Сантьяго начал работать театр «Рамада». На его сцене ставились произведения национальной драматургии: «Дочь Юга, или Независимость Чили» (1823) и «Чилийка» (1827) М. Магальянеса. В 1842 возник театр при Чилийском университете (с 1857 — «Театро мунисипаль»). В 19 в. театры (в т. ч. и частные) были созданы во многих городах страны. Определённый вклад в развитие чилийского сценического искусства 19 в. внесли известные зарубежные латиноамериканские актёры и режиссёры К. Агилар, Х. А. Касакуберта, Ф. Касерес, Х. Моралес и др. Стали популярны пьесы Х. Эганьи, а также С. Санфуэнтеса, К. У. Мартинеса, Х. Р. Альенде, Д. Искьердо. Во 2-й половине 19 в. известностью пользовались произведения драматурга Д. Баррос Греса. Среди его лучших сочинений: «Как в Сантьяго» (1875), «Рыбак рыбака видит издалека» (1879), «Почти женитьба» (1881), «Репетиция комедии» (1889). В 1912 возникло общество драматургов, а в 1915 — Общество театральных актёров Чили (руководитель — актёр и драматург К. Карьола), в 20-х гг. — Синдикат театральных актёров (в 1954 слился с Обществом театральных актёров). В 20-х гг. в театральном искусстве Чили наметился подъём, которому способствовало творчество драматургов В. Д. Сильва, Э. Барриоса, А. Л. Мука и особенно А. Асеведо Эрнандеса — автора самобытных социальных драм из жизни различных слоев трудового народа. Большое значение для дальнейшего формирования театра имела деятельность Национальной драматической компании (основана в 1913) и «Труппы Бюрле-Багена» (основана в 1917), в которой сотрудничали деятели театра А. Бюрле, Л. Кордова, А. Флорес, Р. Фронтаура и др. Важным событием театрального искусства в Чили стало создание Экспериментального театра Чилийского университета (1941) во главе с режиссером П. де ла Баррой (в 1959 преобразован в Институт театра при Чилийском университете), а также театральных трупп в Католическом университете Чили (1943) и университете в г. Консепсьон. В 1946 группой профессионалов и любителей был создан Независимый театр, который ввёл в практику систему К. С. Станиславского. В 1950—60 в стране регулярно устраивались театральные фестивали. В этот период ставились пьесы чилийских драматургов Х. Диаса, Л. А. Эйреманса, И. Агирре и др. Среди известных актёров и режиссёров — Э. Гахардо, М. Франк, М. Малуэнда, А. Сире, С. Пинейро, О. Эскамес, М. Гонсалес и др. При правительстве Народного единства в Чили создавались любительские театральные коллективы, их организаторами были профессиональные артисты. Работало около 500 трупп, состоявших из рабочих, крестьян, студентов, которые давали спектакли в школах, заводских профцентрах и крестьянских посёлках. Проводились театральные фестивали любительских и профессиональных коллективов. Военно-фашистский переворот 1973 приостановил дальнейшее развитие театрального искусства Чили, многие деятели театра подверглись преследованиям.
Рождение национального кино Чили относится к 1902, когда неизвестный оператор заснял тушение пожара в Вальпараисо. В 1907 в Чили был выпущен первый документальный фильм «Похороны президента». В 1910-х гг. в кино начали работать П. Сьенна, Н. де ла Сотта. В 1920-х гг. в Сантьяго и Вальпараисо были основаны фирмы — «Джамбастиани-фильм», «Чиле-фильм», «Хансфрей-фильм», «Андес-фильм». В 1916—32 было снято более 80 полнометражных фильмов, в том числе режиссером Сьенной поставлены «Паяцы уходят» (1921), «Рывок расы» (1922), «Гусар смерти» (1925, из истории борьбы за национальную независимость); режиссер де ла Сотта — «Ласточка» (1924), «Молодость, любовь и грех» (1926); режиссер М. Дерваль — «Почему совершила преступление эта женщина?» (1924); режиссер Х. Делано — «Свет и тень» (1926), «Улица мечты» (1929). Эти остросоциальные фильмы были отмечены гуманистической направленностью. В 1934 был поставлен первый звуковой фильм «Север и Юг» (режиссер Делано). Во 2-й половине 30-х гг. ставилось в год 2—3 полнометражных фильма, снимались короткометражные, хроникальные и документальные ленты. Режиссер М. Франк поставил фильм «Заря надежды» (1941). В 40-е гг. выпускались коммерческие псевдофольклорные фильмы. Исключением стали социально-политические комедии режиссера Делано «Девушка из Крильона» (1941) и «Таков Голливуд» (1944). В конце 40-х гг. в связи с общим экономическим кризисом выпуск картин почти прекратился. С конца 50-х гг. начался новый этап в развитии кино. В Сантьяго при университете в 1957 открылся киноинститут, выпускавший документальные фильмы, в 1960 были созданы экспериментальный Киноцентр и синематека. Молодые деятели возрождали социальную тематику, обращались к политическим событиям («Возвращение к молчанию», 1966, режиссер Н. Крамаренко). Политическую борьбу конца 60-х гг. отразили прогрессивные ленты «Шакал из Науэльторо» (1969, режиссер М. Литтин) и «Три грустных тигра» (1968, режиссер Р. Руис). Значительными по социальной и художественной направленности были фильмы «Кровавая селитра» (1969, режиссер Э. Сото), «Дом, в котором мы живём» (1970, режиссер П. Каулен), «Вальпараисо, любовь моя!» (1970, режиссер А. Франсия), «Араукана» (совместно с Испанией и Италией, режиссер Х. Колл, 1971).
При правительстве Народного единства работала государственная студия «Чиле-фильм» (президент Литтин). В 1971 был опубликован «Политический манифест: кинематографисты и правительство Народного единства», который призывал к созданию подлинно национального нар. гуманистическую революционную кино. Были созданы ленты, вошедшие в золотой фонд латиноамериканского кино: «Товарищ президент» (1970, режиссер Литтин), «Голос и винтовка» (1971, режиссер Э. Сото), «Свидетели» (1971, режиссер К. Эльсессер), «Благотворитель» (1973, режиссер Б. Хебель), «Земля обетованная» (1973, режиссер Литтин) и др. При правительстве С. Альенде было поставлено 13 художественных и снято 150 документальных фильмов. Ведущие актёры кино: М. Роно, Т. Феррада, Л. Перуччи, Э. Гусман, С. Пасс и др. В Чили имелось 310 кинотеатров, из них 3 широкоформатных.
Статья про "Чили" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 633 раз |
TOP 20
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||