БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ЭсхилОпределение "Эсхил" в Большой Советской ЭнциклопедииЭсхил (Aischylos) (около 525, Элевсин, — 456 до н. э., Сицилия), древнегреческий драматург. Происходил из старинного аристократического рода. Участвовал в греко-персидских войнах. В 484 одержал первую победу в драматических состязаниях; впоследствии еще 12 раз был победителем в состязаниях драматургов. В античности было известно около 80 драматических произведений Эсхил, сохранилось только 7: «Персы» (472), «Семеро против Фив» (467), трилогия «Орестея» (458; «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»); о времени создания трагедий «Просительницы, или Молящие» и «Прикованный Прометей» единого мнения нет. Из остальных трагедий Эсхил дошли отрывки, редко превышающие 5—10 стихов; относительно крупные фрагменты из сатировских драм «Тянущие невод» и «Послы, или Истмийцы» опубликованы в изданиях египетских папирусов в 1933 и 1941. Творчество Эсхил относится к периоду окончательного утверждения афинской демократии (1-я половина 5 в. до н. э.) и отражает переоценку мировоззренческих принципов родового строя. Героем его трагедий является самостоятельный в своем поведении и ответственный за свои поступки человек. Сущность трагического у Эсхил раскрывается с наибольшей отчетливостью в «Орестее»: тяготеющее над домом Агамемнона проклятие Атридов осуществляется только потому, что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в совершении тягчайших преступлений против божественных и человеческих законов. Кровавая вереница отмщений-преступлений прекращается благодаря вмешательству суда афинского ареопага, чье решение освящается богиней Афиной и символизирует победу демократической государственности над архаическим законом родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражданского равноправия над «варварским» деспотизмом составляет основное содержание «Персов» и находит также отражение в «Семерых против Фив» и «Просительницах». Гуманистическое содержание творчества Эсхил с исключит. яркостью раскрывается в трагедии о Прометее — «самом благородном святом и мученике в философском календаре» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 25).
«Отец трагедии», Эсхил был крупнейшим новатором в области художественной формы. Хоровые и лирические партии с участием актеров играют в его трагедиях важнейшую драматическую роль, нагнетая атмосферу волнения и тревоги и подводя действие к кульминации. Введением второго актера Эсхил значительно повысил роль индивидуальных персонажей, среди которых выделяются такие титанические образы, как Этеокл, Прометей, Клитемнестра. Трагедии Эсхил были хорошо известны в Древнем Риме; некоторые из них послужили прототипом для произведений Энния, Акция, Сенеки. В литературе и искусстве нового времени широкое отражение нашел образ Прометея.
Лит.: Радциг С. С., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977; Ярхо В. Н., Эсхил, М., 1958; Lesky А., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gött., 1972; Wege zu Aischylos, hrsg. von Н. Hommel, Bd 1—2, Darmstadt, 1974.
Статья про "Эсхил" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 482 раз |
TOP 20
|
|||||||